Суббота, 27.04.2024, 00:26

logo

Главная
  RSS
ВЫ ЗАШЛИ НА САЙТ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ СОШ С. САВРУХА М.Р. ПОХВИСТНЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.  РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС! 
Меню сайта
Акция
СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции
Опрос
Актуальное
Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области

Сайт Результаты антивирусного сканирования
Праздники России
-->Праздники России
Кнопка сайта
Понравился сайт? Установите мой баннер на своём сайте.
Сайт учителя истории Четыркиной В. Е.

 Каталог файлов
Главная » Файлы » Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков

Урок №2
[ Скачать с сервера (6.65 Mb) ] 18.03.2011, 15:22

Цель урока: Формирование представления о личности Александра I, о его внутренней политики и характере первых преобразований.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями, дать оценку преобразованиям.

  • Выяснить причины отказа от реформ.

2. Развивающие:

  • Развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения.

  • Умение анализировать информацию, отбирать нужные факты, делать выводы и обобщения.

3.Воспитательные:

  • Воспитание патриотизма на примере деятельности реформаторов

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

Используемое оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, доска-экран.

Программное обеспечение: программа для презентаций «Power Point», сайты Интернет (http:// www. hronos/ km. ru./180.ru.html, http:// www. naexamen. ru./ otwett/ 11/ history).

Демонстрационный материал: презентация «Александр I»

Раздаточный материал:1.Рабочие листы (таблица).

2. Схема-задание для закрепления нового материала (компьютер)

Новые понятия и даты: «Негласный Комитет»; Вольные хлебопашцы; Государственный Совет — 1810; Комитет министров; План государственного преобразования России М. М. Сперанского; 1801—1825 — правление Александра 1; 1803 указ о вольных хлебопашцах; 1801—1811 — преобразование органов центрального управления.

План урока:

1.Организационная часть-1-3 мин.

2. Тема урока и постановка целей и задач урока-2 мин.

3.Объяснение учителя, используя презентацию «Александр I»,с элементами беседы. Дворцовый переворот 11 марта 1801г. Император Александр I- 5-7 мин.

4. Работа с Интернет, составление таблицы «Реформы Александра I»- 10 мин.

5.Беседа о причинах отказа от реформ -8-10 мин.

6.Выполнение задания на компьютере-5 мин.

7. Подведение итогов урока- 5 мин.

Ход урока.

1. Организационная часть. ( Вводно-мотивационная)

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнём изучать правление Александра I.

Четверть века царствования императора Александра Павловича — ярчайшая эпоха русской истории. Это время небывалого духовного подъёма русского народа в жестокой борьбе с воинством Наполеона. Это период, когда на небосклоне русской литературы появились бессмертные имена Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина, когда русские моряки совершали кругосветные плавания и открывали Антарктику.

В течение всего XVIII столетия Россия в экономическом, политическом и культурном отношении становилась подобна Европе. Во время царствования императора Александра I представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александровская эпоха — время великих свершений, великих надежд и... великих разочарований. Именно при Александре возникла та почва, на которой позднее расцвела Русская революция, — непреодолимым стал разрыв между просвещённой частью российского общества и властью.

Тема урока: «Внутренняя политика Александра I в 1801-1812гг.»

1. Александр I был воспитан в соответствии с передовыми идеями эпохи Просвещения. Он вступил на престол с твёрдым намерением преобразовать Россию и начал преобразования, выдвинув на первые места в государстве людей, разделявших его намерения. «Дней Александровых прекрасное начало...», — сказал позднее об этом времени АС. Пушкин.

2. довольно скоро император отказался от проведения глубоких преобразований и отправил реформаторов в отставку

Учебная задача: почему Александр I начал с проведения преобразований, но затем отказался от них?

В процессе поиска ответа на этот вопрос мы должны:

-выявить воздействие на процесс реформирования особенностей характера императора Александра I.

-выяснить, что это были за реформы; определить воздействие на процесс реформирования изменений в международном положении России (поработаем с Интернет, изучим хронику событий 1801-1812гг., проанализируем информацию, отберём нужные факты и сделаем выводы).

-установить, чьё недовольство они вызвали и почему; (поработаем с документами)

- заполнить схему, обобщить знания и сделать вывод: почему Александр I начал с проведения преобразований, но затем отказался от них?

2. Объяснение учителя, используя презентацию «Александр I.

-познакомьтесь с характеристикой Александра I.

- Какие черты характера объясняют неспособность императора осуществить глубокие преобразования?

Личность Александра I всегда была загадкой для современников. «Сфинкс, не разгаданный до гроба»,— писал о нем П. А Вяземский. А. И. Герцен называл Александра «коронованным Гамлетом, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца». Разноречивые оценки личности Александра I представлены и в многочисленных его биографиях.

Александр родился 12 декабря 1777г., от второго брака великого князя Павла с Марией Федоровной, принцессой Вюртембергской.

Александр был любимым внуком Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Рано, слишком рано бабушка оторвала его от семьи, от матери, чтобы воспитать, его в правилах тогдашней философской педагогии, т. е. по законам разума и природы. Екатериной II были приглашены лучшие преподаватели и в числе их выписанный из Швейцарии Ф. Ц. Лагарп — высокообразованный, приверженец идей просвещения и республиканец по взглядам. В должности «главного воспитателя» он состоял при Александре 11 лет. Идеи английских и французских философов, латинских и греческих классиков изучал будущий русский самодержец в возрасте от 10 до 14 лет, т. е. немножко преждевременно. Высокие идеи воспринимались Александром как политические и моральные сказки, наполнявшие детское воображение недетскими образами и волновавшие его незрелое сердце очень взрослыми чувствами. Преподавание Лагарпа не давало ни точного научного реального знания, ни логической выправки ума, ни даже привычки к умственной работе; оно не вводило в окружающую действительность и не могло еще возбуждать и направлять серьезную мысль. Знакомя своего воспитанника с понятием о «естественном» равенстве людей, беседуя с ним о преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о «всеобщем благе», к которому должен стремиться правитель, Лагарп тщательно обходил реалии крепостной России. Его не заставляли ломать голову, напрягаться, его не познакомили со школьным трудом, с его миниатюрными горями и радостями, с тем трудом, который только, может быть, и дает школе воспитательное значение.

Но более действенной школой воспитания будущего императора явились те условия и атмосфера, которые окружали его с самого раннего детства, враждующие между собой «большой двор» Екатерины II в Петербурге и «малый двор» отца Павла Петровича в Гатчине. Необходимость лавировать между ними приучала Александра, по меткому выражению В. О. Ключевского, «жить на два ума, держать две парадные физиономии», развила в нем скрытность, недоверчивость к людям и осторожность. Александру вечно приходилось вращаться между двумя противоречиями: в детстве - между бабушкой и родителями, в ранней юности- между отцом и матерью, в учебной комнате- между наставниками Лагарпом и Самборским, наконец, на престоле- между конституционными идеалами и абсолютистскими привычками.

Затруднения, встреченные дома при осуществлении задуманной программы в начале своего правления, постепенно поселили в нем холодность к внутренней деятельности. Тогда все идеалы императора постепенно уходили из России, с Невы па Вислу, сосредоточивались на Польше и даже переходили за границу, в Западную Европу.

Он рос и цвел роскошно, пока стояла хорошая погода, а как подули северные бури, как наступило наше русское осеннее ненастье, он завял и опустился. Такие недостатки, вынесенные из воспитания, всего сильнее отразились на первоначальной преобразовательной программе.

В. О. Ключевский

Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, но не давал отчёта, как это сделать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным «вдруг». Разумеется, при первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нём наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уставал раньше, чем принимался за работу.

А. Чарторыйский.

Император любил наружные формы свободы, подобно тому, как увлекаются зрелищами. Ему нравился призрак свободного правительства, и он хвастал им; но он домогался одних форм и наружного вида, не допуская обращения их в действительность; одним словом, оп охотно даровал бы свободу всему миру при том условии, чтобы все добровольно подчинились исключительно его воле.

- Какие черты характера объясняют неспособность императора осуществить глубокие преобразования? (нерешительность, неумение и нежелание преодолевать трудности, лень, неудачи в делах приводили к глубочайшему разочарованию, «любовь к внешним формам»)

Шагнув к престолу через труп отца, Александр вынужденно объявил заговорщикам о возвращении екатерининских времён: «При мне всё будет, как при бабке нашей Екатерине Великой». Здесь он лукавил. Молодой царь имел программу действий, явно не вязавшихся с духом «просвещённого абсолютизма» Екатерины II. Во главе государства встал хорошо образованный монарх, убеждённый в возможности изменить к лучшему российскую жизнь. Александр I не сомневался в том, что «закон выше монарха». Александр с юных лет вынашивал мечты «утвердить благо России на основаниях непоколебимых». Такими основаниями ему виделись прочный конституционный порядок в стране (Александр, рождённый царствовать, мечтал о республиканском устройстве России, полагая его наилучшим способом правления!) и отмена крепостного права - избавление страны от язвы рабства.

Еще в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В. П. Кочубей — племянник екатерининского канцлера графа А. А. Безбородко, во-вторых, князь А. А. Чарторыйский — богатый польский вельможа на русской службе, затем граф А. С. Строганов — сын одного из самых богатых и знатных людей того времени и, наконец, Н. Н. Новосильцев — двоюродный брат Строганова. В этом кружке «молодых друзей» обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее об отмене «рабства крестьян», о предпочтительности республиканского правления.

Узкий кружок близких друзей Александр I назвал Негласным Комитетом, представители высшей знати окрестили его «якобинской шайкой». С воцарением Александра I члены Негласного Комитета по-прежнему рассуждали о необходимости преобразований государственного аппарата, облегчения участи крепостных крестьян, издания «Жалованной грамоты народу» (нечто вроде конституции), однако исходили из основ незыблемости абсолютизма.

В 1807 году на арену политической жизни страны выдвинулся М.М..Сперанский. Среди политических деятелей дореволюционной России этому «русскому реформатору» принадлежит, бесспорно, первое место.

1808—1811 годы — время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым, после императора, лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих задуманных или проведенных преобразований. Все важнейшие тексты законов за пятилетие (1807—1812) были составлены или отредактированы Сперанским.

Работа с Интернет, составление таблицы.

-выяснить, какие преобразования были осуществлены Александром I в начальный период царствования.

Задание: изучив Хронику (сайты Интернет: http:// www. hronos/ km. ru./180.ru.html
http:// www. naexamen. ru./ otwett/ 11/ history), заполнить таблицу «Реформы Александра I».

В хозяйственных и социальных отношений

В сфере государственного управления

В сфере культуры




-вернувшись к «Хронике» учащиеся определяют,

-какие внешнеполитические события могли повлиять на принятие императором решений о:

1) приостановке реформ в 1804-1805 гг.;

2) возобновлении реформ в 1807 П;

3) прекращении реформ и отставке АМ. Сперанского 29 марта 1812г.

Вывод о чрезвычайно тесной связи между ходом процесса преобразований в России и изменениями её внешнеполитического положения. Первая волна реформ, связанная с деятельностью Негласного комитета, закончилась со вступлением России в войну с Францией в рамках Третьей антифранцузской коалиции. Процесс реформирования возобновился лишь после Тильзитского мира, и теперь он протекал под руководством ММ. Сперанского. Однако раскол в обществе, который вызвали его действия, был опасен в условиях приближающейся новой большой войны с Францией. Несомненно, Александр I учитывал это обстоятельство, отправлял Сперанского в отставку.

Беседа о причинах отказа от реформ.

-можно ли считать лень и «любовь к внешним формам», единственными чертами в характере императора, препятствовавшими реализации реформ?

-Что ещё могло отвратить императора от глубоких преобразований в случае серьёзного сопротивления им? (В случае затруднений можно прямо напомнить учащимся обстоятельства вступления Александра I на престол.)

Познакомьтесь с мнениями современников о реформах

-в каких документах отражено настроение: а) сторонников реформ; б) противников реформ.

1. Я слишком часто и на всех почти путях встречаюсь и с страстями, и с самолюбием, и с завистью, а ещё более с неразумием. Толпа вельмож со всею их свитою, с жёнами и детьми, меня, заключённого в моём кабинете, одного, без всяких связей, меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежащего к их сословию, целыми родами преследуют как опасного уновителя. Я знаю, что большая их часть и сами не верят сим нелепостям; но, скрывал собственные их страсти под личиною общественной пользы, они личную свою вражду стараются украсить именем вражды государственной...

Из письма М.М. Сперанского Александру I.

2. Англия первая открыла новый круг вещей; за нею последовали другие государства... Тщетно власть державная силилась удержать напряжение; сопротивление её воспалило только страсти, произвело волнение, но не остановило перелома. Сколько бедствий, сколько пролития крови можно было бы упредить, если бы правители держав, точнее наблюдал движение общественного духа, сообразовались ему в началах политических систем и не народ приспособляли к правлению, но правление к состоянию народа.

Из Введения к Уложению

государственных законов,

составленного ММ. Сперанским,

3. Скажем ли, повторим ли, что одна из главных причин неудовольствия россиян на нынешнее правительство есть излишняя любовь его к государственным преобразованиям, которые потрясают основу империи и коих благотворность остаётся доселе сомнительною…

Из «Записки о древней и новой России».

историка Н.М Карамзина.

-Кто и почему выступал против реформ и реформаторов? (против реформ выступила значительная часть дворянства и бюрократии, которую существовавшее положение дел в основном устраивало и, которая абсолютно не была заинтересована в проведении глубоких преобразований, не видела в них никакого смысла).

Контроль и коррекция. Итоговое задание учащиеся выполняют на компьютерах

Итог урока:

-Понравился ли вам урок? Что понравилось?

-Что вы нового узнали? Чему научились? Выставление оценок.

Домашнее задание: Творческая работа «Письмо другу», в котором должны быть:

- отражены преобразования первой половины XIX века в государственном управлении и крестьянском вопросе: замыслы и результаты;

- использованы термины: Негласный комитет, министерства, кодификация законов, жандармы, анахронизм (пережиток старины);

- использован приём стилизации и выражено отношение к реформам от имени, выбранного учеником героя, адекватное его (героя) социальному статусу и материальному положению.


Дополнительное задание желающим:

- найти интересные факты (используя сайты Интернет, предложенные на уроке);

- придумать вопросы для дополнения выполненной ими на уроке работы.





Категория: Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков | Добавил: история
Просмотров: 2941 | Загрузок: 513
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт учителя истории
Минута час бережёт
Категории раздела
Мои файлы [7]
Электронные тесты [7]
Календарно-тематическое планирование [7]
Развёрнутое календарно-тематическое планирование для 5-9 классов
Тесты по истории в Word [8]
Продукты проектной деятельности [3]
Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков [8]
Методическая копилка [45]
Разработки уроков,презентации, задания.
Работы учащихся с использованием ИКТ [6]
Готовимся к переводному экзамену. 7 класс [43]
Тесты и задания в Power Point [31]
Задания для интерактивной доской SMART Board в программе Notebook 6 класс [70]
Кроссворды в Excel [14]
Тренировочные тесты к урокам истории [30]
Новости
Переводчик
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Друзья сайта
  • Северо-Восточное управление министерства и образования и науки Самарской области
  • Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
  • Сетевое сообщество учителей
  • Ресурсы Интернет. История и обществознание.
  • СИПКРО
  • Компьютер на уроках истории
  • Сетевые образовательные сообщества "Открытый класс"
  • Страницы истории
  • Официальная Россия
  • ФЦИОР
  • Схемы по истории
  • Статистика
    Прогноз погоды
    Погода в России
    Поиск


    Сайт учителя истории Четыркиной В.Е.