Понедельник, 23.07.2018, 13:02

logo

Главная
  RSS
ВЫ ЗАШЛИ НА САЙТ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ СОШ С. САВРУХА М.Р. ПОХВИСТНЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.  РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС! 
Меню сайта
Акция
СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции
Опрос
Уважаемые коллеги, что для Вас является основным средством обучения?
Всего ответов: 2239
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Актуальное
Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области

Сайт Результаты антивирусного сканирования
Праздники России
-->Праздники России
Кнопка сайта
Понравился сайт? Установите мой баннер на своём сайте.
Сайт учителя истории Четыркиной В. Е.

 Элективный курс "История русской культуры" (10 класс)

Программа имеет рецензию. Рецензент: доктор педагогических наук, профессор, академик МААН, член-корр. РАЕ, зав. Лабораторией «Субъектная самореализация и инновационные технологии» ПГСГА Тихомирова Е.И.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные условия жизни требуют развитие новых качеств у человека: таких как умение быстро ориентироваться в ситуации, оперативно решать проблемы, умение вести диалог. Современный человек чётко должен осознавать своё место в мире. Если он хочет быть успешным, то должен выбрать себе такую профессию, которая поможет раскрыть его способности и умения. Элективные курсы помогают разобраться в многообразии видов профессиональной деятельности, создают условия для утверждения ученика в правильности выбора, являются важнейшим средством индивидуализации обучения. Они открывают возможность для определения индивидуальной образовательной траектории, помогают применить на себя различные роли: исследователя, аналитика, эксперта, освоить навыки коммуникативного общения.

Я предлагаю элективный курс для углубления отдельных разделов основного курса, входящих в обязательную программу по истории. Он позволит привести изучение истории в соответствии с интересами и профессиональными намерениями в отношении продолжения своего образования. Проведя анализ учебных заведений, я пришла к выводу, что в Самарской области много учебных заведений предлагающих специальности связанные с культурой и искусством. Данный элективный курс поможет в выборе таких специальностей, как историк, искусствовед, экскурсовод, культуролог, дизайнер и др.

Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры.

Курс строится на материале истории России, поможет восполнить пробелы предыдущей подготовки ученика, даёт возможность ученику проявить себя. Предмет истории культуры имеет своё содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных её сфер – истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой и взаимодействии всех её областей. Исследования культуры по отдельным отраслям являются важнейшим материалом изучения историко-культурного процесса в целом. При рассмотрении научно-технической, нравственно-идейной, художественной сферы деятельности человека для историка важно выявить и показать социальные аспекты истории культуры, роль народа, деятельность интеллигенции в этом процессе.

Важное место в содержании курса отводится знакомству с известными деятелями науки, выдающимися изобретателями, писателями, поэтами, художниками, чьи имена вошли в историческую память человечества.

Основная цель курса «История культуры» состоит в помощи старшеклассникам:

  • Повышение интереса к гуманитарному образованию

  • Формирование навыков работы со справочной литературой

  • Развитие навыков исследовательской работы

  • Реализация интереса к предмету

  • Расширение кругозора учащихся.

Задачи курса:

  • вооружить учащихся интеллектуальным инструментарием, необходимым для самостоятельной учебной и исследовательской деятельности;

  • формировать умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи; умения и навыки работы с различными источниками исторической информации; специальные исследовательские умения;

  • создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности;

  • пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.

Планируемые результаты обучения:

Знания:

  • конкретно-исторические сведения, касающиеся различных аспектов развития культуры;

  • историко-биографическая информация, касающаяся выдающихся деятелей культуры;

  • вклад России в мировую культуру.

Умения:

  • искать и отбирать необходимую информацию на сайтах в сети Интернет, самостоятельно работать с текстом, анализировать документ;

  • умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной и письменной форме, анализировать обобщать, обсуждать и объяснять, критически оценивать события культурной жизни России.

Навыки:

  • устной и письменной презентации материала.

Программа рассчитана на 34ч., включает 2 раздела, где в хронологическом порядке представлено развитие культуры с IX-XIX вв.: «Средневековая культура (IX-XVII вв.)», «Культура нового времени (XVIII-XIX вв.)».

Объём различных форм учебной работы

Всего занятий 34ч.

В том числе:

Лекции 12

Практические занятия 22

Форма контроля:

С учётом того, что данный курс является элективным, т.е. выбирается учащимися инициативно, по их желанию и с учётом направленности познавательных интересов, целесообразно при оценке результата использовать нетрадиционную систему оценивания — портфолио - оценку или портфель достижений учащегося.

Портфолио — это набор работ отдельного ученика, компьютерных материалов, которые оцениваются на основе разработанных критериев. По результатам этой оценки судят об успешности обучения данного ученика или группы учащихся, а также об эффективности учебной программы. Пример портфолио - оценки приводится в методических рекомендациях для учителя.

В портфолио к концу года каждый ученик должен «вложить» выполненные в процессе работы. Перечень этих работ является обязательным, а темы, по которым выполняется каждый вид работы, — факультативными. Ученик может самостоятельно решить, какие именно свои работы он считает достаточно квалифицированными, чтобы представить их в своем портфолио.

Обязательный перечень работ, входящих в портфолио:

— составление синхронных таблиц «Современники» или типологических таблиц: «учёные», «писатели», «художники», «изобретатели» и т.п. (на выбор ученика);

— реферат;

— энциклопедическая справка;

— эссе;

— мини-проекты.

Ученики могут выбрать объект изучения, литературу, по которой они будут готовить собственные работы.

При работе рекомендуется широко использовать возможности сети Интернет. Современные информационные технологии позволяют привлечь максимальное количество материала, оптимизируют поиск информации, делает процесс обучения более привлекательным.

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание раздела, темы

Всего часов

Лекц. часов

Практ. часов

Формы контроля

1

Культура в жизни человека и развитии общества.

1

1


Фронтальная беседа

Раздел 1. Средневековая культура. (IX-XVII вв.) (14 ч.)

2

Древнерусская культура (IX - первая половина XIII в.)

4

1

3

Фронтальная беседа

Кластер

Семинар

3

Культура формирующейся великорусской народности (вторая половина XIII- XV вв.)

3

1

2

Практикум

Мини-проекты

Фронтальная беседа

4

Русская культура конца XV-XVI вв.

3

1

2

Тест

Фронтальная беседа

Воображаемая экскурсия

5

Культура XVII в.

4

1

3

Кластер

Рефераты учащихся.

Участие в дебатах

Раздел 2. Культура нового времени. (XVIII-XIX вв.) (18 ч.)

6

Культурные преобразования первой четверти XVIII в.

4

1

3

Фронтальный опрос

Написание эссе.

7

Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII- начале XIX вв.

5

2

3

Составление энциклопедической справки.

Сообщение учащихся

8

Культура в первой половине XIX в.

5

2

3

Составление таблиц.

9

Культура в период буржуазных преобразований 60-80-х годов.

4

1

3

Фронтальный опрос

Воображаемая экскурсия

10.

Итоговый контроль. Мини-конференция.

1

1


Выставка работ, оценка портфолио


Итого:

34

12

22


Содержание программы.

Тема 1. Культура в жизни человека и развитии общества. (1ч.)

Многообразие значений понятия «культура». Материальная и духовная культура. Пути и формы освоения культурного наследия. Основные функции культуры в обществе.

Раздел 1. Средневековая культура. (IX-XVII вв.) (14 ч.)

Тема 2. Древнерусская культура (IX - первая половина XIII в.) (4ч.)
    Наследие восточных славян. Византийское влияние на древнерусскую культуру. Летописание как исторический источник и литературный жанр. Богословская политическая речь («Слово о Законе и Благодати»). «Поучение Владимира Мономаха» - исповедь государственного деятеля Древней Руси. Дом веры и искусства: творения каменной архитектуры. Монументальная живопись – мозаика, фреска. Язык образов и знаков: станковая живопись (иконопись). Символика русской православной иконы.
 
Тема 3. Культура формирующейся великорусской народности (вторая половина XIII- XV вв.) (3ч.)
  Идеи единства Русской земли и борьбы с иноземным игом и неразрывной связи Руси XIV-XV вв. с Киевской и Владимиро-Суздальской Русью. Центры книжности — Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри. Культура «русского обычая». Мысли о камне: ансамбль Московского Кремля. Росписи церквей и монастырей.
 
Тема 4. Русская культура конца XV-XVI вв. (3 ч.)
   Москва – центр складывания культуры русской народности, объединение местных культур. Новый облик столицы. Перестройка Московского Кремля. Религиозные праздники и народные традиции. Дионисий – крупнейший представитель московской школы живописи.

Тема 5. Культура XVII в. (4 ч.)

   Обмирщение культуры. Развитие научных знаний. Разнообразие литературных жанров. Московское барокко («Дивное узорочье») в архитектуре. От иконописи к парсуне. Освоение новых земель. Культура народов России XVII века. Культура народов Поволжья.
 
Раздел 2. Культура нового времени. (XVIII-XIX вв.) (18 ч.)
Тема 6. Культурные преобразования первой четверти XVIII в. (4 ч.)
Необходимость развития научных знаний и практические потребности государства. Царь-реформатор: преобразования в культуре. Система культурно-просветительских учреждений: светские библиотеки, Кунсткамера – первый русский музей. Создание ансамбля Петербурга, стиль Петровского барокко. Новые явления в живописи: гравюра и портрет Изменения в быту: ношение европейского платья, введение нового летоисчисления, светские праздники с маскарадами и фейерверками, публичный театр, ассамблеи. Военные марши, танцевальная музыка на ассамблеях, танцевальная школа в Петербурге, создание отечественной композиторской школы.
 
Тема 7. Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII в. (5 ч.)
Рост социальной направленности русской культуры. Сатирическая журналистика. Учёный-энциклопедист М.В.Ломоносов. Развитие географии и истории как наук. Новая художественная литература, развитая система жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). Крепостной театр – своеобразное явление культурной жизни второй половины XVIII- начала XIX в. Система жанров в живописи: портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись. Феномен русского портрета. Основы светской скульптуры. Русский классицизм в архитектуре.
 
Тема 8. Культура в первой половине XIX в. (5 ч.)
Развитие научных знаний. «Золотой век» русской литературы. Героико-патриотические, национальные сюжеты в музыке. Монументальные ансамбли Петербурга, стиль русского ампира в Москве. Интерес к человеческой личности, к жизни простых людей в живописи. Россия XIX столетия в изобразительном искусстве. Скульптуры Мартоса и Клодта.
 
Тема 9. Культура в период буржуазных преобразований 60-80-х х годов. (4 ч.)
Частное коллекционирование - феномен русского меценатства. Достижения русской науки. Сокровищница мировой культуры – произведения литературы и искусства. Жизнь народа в творчестве художников – передвижников. «Могучая кучка» Становление и развитие русской оперы. Эклектика и неорусский стиль в архитектуре: возврат к национальным традициям. Монументальная скульптура
 
Итоговое занятие. Мини-конференция. (1 ч.)

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

Из них

Форма организации занятий

Форма контроля

Лекц.

Практ.

1.

Культура в жизни человека и развитии общества.

1


Лекция с элементами беседы, позволяющая выявить, насколько учащиеся владеют основными понятиями по теме.

Фронтальная беседа

Раздел 1. Средневековая культура. (IX-XVII вв.) (14 ч.)

2.




Древнерусская культура (IX - первая половина XIII в.)

1

3

Информационная лекция


Практикум: комментированное чтение произведений древнерусской литературы.

Семинарское занятие.

Фронтальная беседа


Кластер, тест



Рефераты

3.

Культура формирующейся великорусской народности (вторая половина XIII- XV вв.)

1

2

Информационная лекция с элементами беседы

Практикумы: архитектура Кремля


«Живопись».

Фронтальная беседа

Мини-проекты: «Ансамбль Московского Кремля», «Творчество А.Рублёва, Феофан Грека»

4.

Русская культура конца XV-XVI вв.

1

2

Информационная лекция Практикум: комментированное чтение произведений литературы.

«Экскурсовод» проводит воображаемую экскурсию по Московскому Кремлю.

Тест

Фронтальная беседа

презентация Power Point «Московский Кремль»

5.

Культура XVII в.

1

3

Информационная лекция

Семинарское занятие

Дебаты «Культура XVII в. носила светский характер»

Кластер

Рефераты

Участие в дебатах

Раздел 2. Культура нового времени. (XVIII-XIX вв.) (18 ч.)

6.

Культурные преобразования первой четверти XVIII в.

1

3

Информационная лекция с элементами беседы

Практикум: написание эссе «Роль государства в развитии русской культуры XVIII в»

Фронтальный опрос


Эссе

7.

Формирование русской национальной культуры во второй половине XVIII- начале XIX вв.

2

3

Информационная лекция

Практикум «Составление энциклопедической справки»

Искусствоведы представляют: «Светская живопись XVIII века: феномен русского портрета»

Тест

Энциклопедичес-

кая справка

Презентации Power Point и сообщения учащихся

8.

Культура в первой половине XIX в.

2

3

Информационная лекция

Практикум: составление таблиц

Семинарское занятие

Кластер

Таблица


Рефераты

9.

Культура в период буржуазных преобразований 60-80-х годов.

1

3

Информационная лекция

Практикум: работа с сайтами Интернет подготовка и проведение

виртуальных экскурсий по музеям. (По возможности экскурсия в музей)

Фронтальный опрос

10.

Итоговый контроль. Мини-конференция.


1

Выставка работ

Оценка портфолио.

 
Сайт учителя истории
Минута час бережёт
Категории раздела
Поздравляем [36]
Новости [12]
Ученикам [19]
Новости
Переводчик
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Друзья сайта
  • Северо-Восточное управление министерства и образования и науки Самарской области
  • Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
  • Сетевое сообщество учителей
  • Ресурсы Интернет. История и обществознание.
  • СИПКРО
  • Компьютер на уроках истории
  • Сетевые образовательные сообщества "Открытый класс"
  • Страницы истории
  • Официальная Россия
  • ФЦИОР
  • Схемы по истории
  • Статистика
    Архив записей
    Прогноз погоды
    Погода в России
    Поиск


    Сайт учителя истории Четыркиной В.Е.