Воскресенье, 21.10.2018, 06:54

logo

Главная
  RSS
ВЫ ЗАШЛИ НА САЙТ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ СОШ С. САВРУХА М.Р. ПОХВИСТНЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.  РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС! 
Меню сайта
Акция
СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции
Опрос
Уважаемые коллеги, что для Вас является основным средством обучения?
Всего ответов: 2241
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Актуальное
Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области

Сайт Результаты антивирусного сканирования
Праздники России
-->Праздники России
Кнопка сайта
Понравился сайт? Установите мой баннер на своём сайте.
Сайт учителя истории Четыркиной В. Е.

 Модели уроков для изучения истории на профильном уровне

«Водоворот»

Данная технология позволяет организовать осмысление учениками исторических проблем в процессе межличностного взаимодействия, коллективного обсуждения и обмена мнениями.

Модель «Водоворот» предполагает групповую деятельность. Каждая учебная группа получает свой лист для выполнения задания и ручку (фломастер) своего цвета. Преподаватель формулирует проблемы для групп. Например, если это обобщающее занятие по предпрофильному историческому курсу методологической направленности, можно предложить следующие проблемы:

1. Зачем нужно изучать историю?

2. В чем трудности изучения истории?

3. Какие существуют способы исторического познания? (Какие способы мы освоили?)

4. Кто творит историю? (Кто является субъектами исторического процесса?)

5. Для каких профессий необходимо знание истории?

Ученики каждой группы обсуждают свою проблему и записывают мнения, приводя свою аргументацию или конкретизируя примерами. Затем листы с записями передаются по кругу другим группам. Получив новый лист, группа вначале оценивает записи, сделанные предыдущими группами, маркируя текст с помощью значков: «+» (согласны), «-» (не согласны), «?» (не понятно). Затем члены группы добавляют свои идеи, соображения и передают лист дальше по кругу для работы другим группам. Каждая группа может делать записи на листах только своим цветом. Это зрительно позволяет зафиксировать вклад каждой группы.

Когда листы обойдут круг и вернутся в свои первоначальные группы, каждая группа обобщает то, что там будет написано. Выступление группы строится по определенному плану. Вначале надо поблагодарить группу, внесшую наиболее ценные добавления, затем обозначить положения, вызвавшие непонимание других групп, и попросить разъяснений, и, наконец, делаются обобщающие выводы по проблеме. Подобная стратегия учебной работы называется «письменный круглый стол».


Технология критического мышления. Модель «Шесть шляп мышления»

Эта модель занятия основана на приеме, предложенном Эдвардом Де Боно. Она может быть использована при изучении любого исторического материала. Ученики разделяются на шесть групп соответственно цветам шести шляп. Группам предлагаются следующие задания:

• Белая шляпа» — объективно перечислить исторические события, факты, новые сведения (иногда можно попросить выделить главные факты — не больше 10, например).

• «Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции, оценочные суждения по поводу изученного материала.

• «Черная шляпа» — выделить негативные последствия (или тенденции) и проблемы.

• «Желтая шляпа» — обобщить все положительное.

• «Зеленая шляпа» — в любой оригинальной, творческой форме представить результаты изученного.

• Синяя шляпа» — сформулировать общие (философские) выводы, рефлексивные мысли, идеи по поводу учебного материала (можно — извлечь уроки из исторических событий).

Таким образом, в привлекательной для учеников форме происходит всесторонний анализ исторического материала, его оценка и обобщение.


«Уголки»

Модель учебного занятия «Уголки» развивает умения самоорганизации ученика в учебном процессе, самостоятельного освоения процедур интерпретации новых фактов, их анализа и интеграции в систему личностного историко-культурного знания, Для проведения занятия учитель организует в пространстве класса отдельные «уголки», посещение которых предполагает выполнение учениками определенных заданий. Среди заданий есть более сложные, предполагающие творчески-поисковую деятельность, есть

задания попроще: составить план предложенного текста, заполни таблицу, сгруппировать понятия или раскрыть их научный смысл. В «уголки» помещаются учебные материалы, источники и наглядность как дидактическая основа выполнения заданий, а также справочная литература, которая может быть использована как подсказка.

На доске выписаны названия «уголков». Каждый ученик сам определяет маршрут: с какого «уголка» он начнет работу, где продолжит. Для регулирования нахождения в одном уголке определенного количества учеников (как правило — не более трех), каждый ученик получает липкий листок бумаги со своей фамилией. Отправляясь в «уголок», ученик помещает свой листок с фамилией напротив соответствующего названия «уголка» на доске. После окончания работы он убирает свой листок и перемещает его напротив того «уголка», куда собирается отправиться дальше. Таким образом, на доске видно, в каких «уголках» сколько учеников работает. Можно изготовить специальные большие листы бумаги с карманами для названий «уголков» и листов с фамилиями учеников (в этом случае отпадает необходимость использовать липкие листочки бумаги).

С помощью данной модели урока можно организовать самостоятельное изучение нового материала. В этом случае ученик «набирает» материал, работая в «уголках», а на следующем занятии организуется обсуждение результатов работы. «Уголки» могут быть использованы и для овладения учениками определенными приемами познавательной деятельности. Но во всех случаях ученик может идти своим темпом, осуществлять личностно-ориентированный выбор видов деятельности. Учитель может обозначить «уголки» обязательные для всех (минимальный набор заданий), а также дополнительные «уголки» с заданиями повышенной сложности. Ученик учится самостоятельно планировать и контролировать свой процесс познания.


Лабораторные занятия

Это занятия, основанные на работе с историческими источниками и ориентированные на развитие способностей работать с разными типами документов, критически анализировать историческую информацию. На таких занятиях можно использовать разные организационные модели, позволяющие активизировать познавательную активность каждого.

Модель «Обмен знаниями»

Данная модель предполагает самостоятельную познавательную деятельность учеников с использованием кооперировано-групповой формы учебной работы. Ученики осваивают такие умения, как извлечение и систематизация исторической информации на основе работы с комплексом источников, самостоятельная реконструкция исторических событий и анализ исторических процессов и явлений, публичная презентация результатов познавательного поиска. Этапы работы:

1. Инструктаж. Преподаватель выделяет несколько равнозначных проблем в рамках темы урока. Каждая группа учеников получает свою проблему, свой «пакет» источников информации и задание (алгоритм работы группы).

2. Исследование. Ученики каждой группы изучают свой вопрос по источникам и готовятся к освещению проблемы для всей аудитории.

З. Обмен знаниями. Группы выступают по очереди и знакомят всех с результатами своей работы.

Основной методической трудностью для педагога становится организация взаимодействия групп на этапе обмена знаниями: как привлечь внимание всех к ответу каждой группы? Для активизации внимания предлагаются разные варианты предварительных заданий: заполнение обобщающей или сравнительной таблицы; ведение записей; использование «рабочего листа»; «распаковка кластера», проблемный вопрос, ответить на который можно, только внимательно выслушав все группы.

Модель «Пронумерованные участники»

Модель «Пронумерованные участники позволяет упорядочить работу каждого ученика при групповой учебной деятельности.

1. Образуются группы с равным количеством участников и каждому в группе присваивается номер (1, 2, 3, 4 и т.д.). Все группы получают одинаковое задание по источникам.

2. В группах изучаются источники, обсуждается заданный преподавателем вопрос.

З. Преподаватель называет какой-либо номер, и выслушиваются ответы только участников под этими номерами из каждой группы.

4. Затем преподаватель формулирует следующий вопрос для групп, и этапы учебной работы повторяются. Преподаватель вновь называет какой-либо номер, и выступают участники групп под данным номером.

Такой незамысловатый прием, как «пронумерованные участники», эффективно стимулирует познавательную деятельность учеников, так как каждый должен быть готов к ответу по любому вопросу от имени своей группы.


Модели «Эксперты» и «Зигзаг»

Модели «Эксперты» и «Зигзаг» основаны на едином базовом принципе: члены малой учебной группы становятся экспертами в определенных вопросах изучаемой темы. Внутри групп каждый участник получает свой исторический источник, изучает предложенный материал, и после этой личной экспертизы участники по очереди знакомят группу с результатами своей работы. В группе все данные сравниваются, обобщаются, формулируются выводы (или выполняется иное задание преподавателя). Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.

Однако не каждый ученик способен самостоятельно разобраться в своем вопросе (или в своем документе). В таком случае предусматривается «зигзаг»: на первом этапе участники, которым «поручены» одинаковые вопросы (или одинаковые документы), выходят из своих групп и образуют новые «экспертные» группы. Таким образом, в экспертные группы объединяются «эксперты» с одинаковым заданием и материалом. В этих «экспертных» группах происходит тщательный анализ источника. Целесообразно предусмотреть на этом этапе письменное задание:

• цветовая разметка источника (подчеркивание смысловых единиц, например: фактов, мнений, причин, последствий и т.п.);

• формулирование выводов, которые можно сделать на основе источника;

• преобразование текста в схему, таблицу, логическую цепочку;

• выписки на основе заполнения разных бланков, например:

Факты, содержащиеся в источнике

Мнение, содержащиеся в источнике

Полезность, ценность источника

Ограниченность источника

Участникам экспертных групп важно записать кратко ту информацию, которую они должны будут сообщить своим учебным группам. Затем «эксперты» возвращаются в свои первоначальные учебные группы, и начинается взаимный обмен информацией в группах, на основе которого выполняется общее задание.

дискуссионные занятия

для освоения приемов проблемной коммуникации и развития полемических умений в содержание профильных курсов включаются неоднозначные исторические проблемы, предполагающие определение и аргументацию учениками своего собственного мнения. Свободный, не регламентированный ход учебного дискуссионного занятия представляется малоэффективным, так как часть учеников может остаться в позиции пассивных наблюдателей. Мы предлагаем несколько вариантов регламентированной дискуссии.


«Живая линия»

Ученикам предлагается выстроиться по разные стороны воображаемой линии (линию можно провести мелом по полу или использовать, например, диагональ класса) в зависимости от точки зрения, которой они придерживаются по поводу обсуждаемой проблемы. На одном «полюсе» — сторонники определенной точки зрения, на другом — ее противники, в центре — сомневающиеся групп. В заключение проводится критический разбор дискуссии всеми учениками, которые наблюдали со стороны. Внимание обращается на сам процесс представления точки зрения, обоснованность аргументов, полемические умения участников дискуссии.

Затем на обсуждение выносится следующий вопрос, и этапы работы повторяются, только для участия в публичном обсуждении на втором этапе выйдут другие представители от малых групп.

для более эффективного наблюдения за дискуссией ученикам можно предложить составлять «лист аргументов», заполняя следующую матрицу:

Фамилия, имя ученика

Лист аргументов

Оценка аргументов

Убедительный

Неубедительный

Ошибочный







«Вертушка общения»

Технология «Вертушка общения» может быть использована как тренинговая форма учебной дискуссии. Стулья для учеников расставлены в два круга. Во внутреннем круге ученики сидят спиной к центру круга. Во внешнем — ученики расположены лицом к центру круга. Таким образом, каждый ученик сидит напротив другого. Внутренний круг — неподвижный. Внешний круг — подвижный, по сигналу преподавателя все ученики пересаживаются на стул вправо и оказываются перед новым партнером.

Участники внутреннего круга условно являются сторонниками одной точки зрения, а внешнего — другой точки зрения. Ученики одновременно в парах ведут дискуссию, затем по сигналу педагога переходят к новому партнеру. Данная организационная модель позволяет одновременно включить в дискуссию каждого ученика. Меняется ситуация общения, система аргументов все это способствует развитию коммуникативных и дискуссионных умений.


«Дебаты»

Участвуют две соперничающие команды: отрицающая сторона и утверждающая сторона по поводу четко сформулированного тезиса, например: «Начало царствования Александра I можно назвать «эрой либерализма» или «Распад СССР был неизбежен».

От каждой команды выступают по три спикера:

У1, У2, У3 – спикеры утверждающей стороны, которые должны отстаивать и доказывать положение тезиса.

О1, О2, О3 – спикеры отрицающей стороны, которые опровергают данный тезис.

Расписан порядок и лимит времени дебатов:

Спикер

Время

Роль

У1

3 мин.

Раскрывает тезис, представляет аргументы команды утверждающей стороны.

О3 к У1

2 мин.

О3 задаёт вопрос с целью принизить значение аргументов У1. У1 отвечает.

О1

3 мин.

Выдвигает все возможные отрицательные аргументы.

У3 к О1

2 мин.

У3 задаёт вопросы О1 задаёт вопрос с целью принизить значение аргументов О1. О1 отвечает.

У2

2 мин.

Отвергает аргументы О1, усиливает утверждающую линию, предоставляет доказательства.

О1 к У2

2 мин.

О1 задаёт перекрёстные вопросы У2. У2 отвечает.

О2

2 мин.

Отвергает аргументы У1 и У2, усиливает отрицающую линию.

У1 к О2

2 мин.

У1 задаёт вопросы О2. О2 отвечает.

У3

3 мин.

Представляет финальный отчёт: опровергает их доводы и усиливает доказательства отрицающей стороны.

О3

3 мин.

Финальный ответ соперникам: опровергает их доводы и усиливает доказательства отрицающей стороны.

Тайм – кипер следит за временем, 30 с.

Все остальные ученики наблюдают за дебатами и записывают аргументы сторон:

Тезис

Аргументы утверждающей стороны

Аргументы отрицающей стороны



В конце дебатов обсуждаются убедительность аргументов, делаются выводы о победе одной из сторон.

В конце дебатов обсуждаются убедительность аргументов, полемические умения спикеров и делается вывод о победе одной из сторон. Целесообразно ввести группу жюри для занятия в форме дебатов. Жюри заполняет лист оценки аргументов и подводит итоги дебатов.

Возможно на уроках введение только элементов дебатов: речи спикеров, перекрестные вопросы, составление системы аргументации.


«Учебный спор – диалог»

Эта модель позволяет сочетать индивидуальную, парную и групповую формы оценочной деятельности школьников. Этапы занятия:

1. Индивидуальная работа. Ученики делятся на первые и вторые номера. Первым номерам соответствует определенная позиция, например «оптимисты», «радикалы», представители Запада или представители соответствующей политической партии. У вторых номеров — установка на противоположную позицию: «пессимисты», консерваторы», представители СССР или представители какой-то отличной от первых номеров политической партии. Под заданным углом зрения каждый ученик оценивает изучаемое историческое явление, процесс или деятельность исторической личности. Каждый, например, составляет свой список «плюсов» и «минусов».

2. Ученики объединяются в пары (первые и вторые номера начинают работать вместе). Каждый излагает свою оценку. Задача пары: обсудить вопрос и постараться выработать общий список «плюсов» и «минусов», с которым сможет согласиться каждая сторона.

З. Пары объединяются в «четверки». «Четверка» обсуждает все имеющиеся оценки, мнения и выдвигает суждения, исходя из обеих намеченных ранее позиций.

4. Можно объединить «четверки» в группы по восемь учеников, чтобы ребята еще раз постарались договориться и выработали общую точку зрения (пусть даже состоящую только из одного- двух пунктов, с которыми могут согласиться все).

Таким образом, появляется этап свертывания дискуссии, переход к уравновешенному конструктивному диалогу ради выработки компромиссной единой точки зрения для общего решения.


Проектные занятия

Ученический проект представляет собой совокупность определенных действий, реализующих замысел для создания реального объекта, предмета или теоретического продукта. Особенности проектного занятия: исследовательский характер, самостоятельность, результативность.

Этапы работы над проектом могут быть следующие:

1. Определение темы, цели проекта.

2. Формирование групп, планирование, распределение труда (выбор методов и объектов исследования).

3. Исследование проблемы на основе распределения труда.

4. Оформление проектных материалов.

5. Презентация (защита) проекта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Первый вариант организации проектного занятия

Учитель определяет тему и цели проекта, а учащиеся сами выбирают вид выполнения и презентации проекта. Это может быть выставка, коллаж, альбом, «экскурсия», компьютерная презентация с использованием Роwer Роint.

Приведем примеры проектов на тему «Диалог культур».

1) Групповые проекты по проблеме «Религия как фактор культурного многообразия». Группы выбирают темы:

• «Религиозные праздники».

• «Религиозные пищевые традиции».

• «Религиозные требования к одежде».

• «Храмы и правила поведения в них».

При подготовке и презентации проекта должны быть освещены следующие вопросы: общее и различия в религиозных традициях разных конфессий; отражение в традициях исторических, культурных и нравственных аспектов; необходимость уважительного, тактичного отношения к религиозным традициям.

2) Индивидуальный проект по проблеме «Поликультурность в повседневной жизни моей семьи». Примерные вопросы, которые можно исследовать:

• Сказки и стихи каких народов мы читали в детстве?

• Какие блюда из кухни разных народов готовят в нашей семье?

• Какие продукты, употребляемые в пищу, пришли из культур других народов?

• Какие заимствованные слова мы употребляем? и т.д.

Второй вариант организации проектного занятия

Учитель определяет не только тему, но и предлагает вариант конечного продукта: создание рукописного журнала, рекламного буклета, плаката, афиши, 4диафильма», серии рукописных брошюр «ЖЭЛ». Приведем примеры таких проектных занятий.



Выпуск исторического журнала

В качестве проекта ученикам предлагается «выпустить» номер исторического журнала, посвященного изучаемой теме. Ученики делятся на Малые группы, функции которых определяются их ролью в «журнале».

Можно выделить следующие группы учеников:

1. «Редакторы». На основе изучения материалов учебного пособия пишут «передовицу», где раскрывают значение данных исторических событий, актуальность проблематики для современности. Готовят презентацию» номера журнала.

2. «Информационный отдел». Готовят для журнала материал информационного характера: заметка об историческом событии или деятеле, «репортаж с места события», «интервью» с очевидцем или специалистом и т.п.

3. «Аналитический отдел». Пишут материалы аналитического жанра: статья, эссе, обозрение, очерк и т.п.

4. Отдел, отвечающий за подготовку развлекательно-познавательного материала под рубриками: «Это интересно», «Неизвестное об известном», «В зеркале юмора» и т.п. Ученики могут подготовить фельетон, эпиграммы, анекдоты, ребусы, кроссворды по изучаемой теме.

5. «Художники-оформители». Отбирают или создают свои иллюстрации для журнала. Продумывают и согласовывают с «редакторами» оформление обложки номера.

После того как группы подготовят свои материалы, редакторы организуют «презентацию» журнала.


Рукописный учебник истории

На основе изучения комплекса источников и дополнительной литературы по определенной теме ученикам предлагается самостоятельно создать параграф (или страничку) учебника истории.

1 этап. Учитель формулирует тему, проблему урока и объясняет задание.

2 этап. Ученики делятся на малые учебные группы и на основе изучения дополнительной литературы и источников отбирают материал для «учебника истории». При этом ученики могут работать в школьной библиотеке, в компьютерном кабинете или в классе с материалами, предложенными учителем. Алгоритм работы групп может быть следующим:

1) сформулировать заголовок и план параграфа: какие под

пункты надо рассмотреть, чтобы раскрыть тему;

2) написать небольшой авторский текст;

3) раскрыть событийно-хронологический ряд (в любой

форме);

4) отобрать, если считают целесообразным, материал для рубрик «словарик», «источник», «исторический портрет»;

5) придумать иллюстрации.

3 этап. Каждая группа представляет свой параграф или страничку учебника классу.


«Создание диафильма»

Последовательность работы учеников:

1. В группе обсуждается и определяется сюжет, последовательность «кадров».

2. Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько кадров». Каждый кадр — это рисунок или коллаж на отдельном листе с кратким текстом — комментарием.

3. Листы-«кадры» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа.

4. Происходит презентация групповых проектов: «премьера» диафильмов.

Результаты проектной деятельности школьников отражаются в «портфолио достижений и делают эти портфолио более представительными, интересными.

В описанных выше моделях уроков акцент переносятся с воспроизведения готовых знаний на обучение школьников приемам и процедурам самостоятельного поиска знаний, формирование их интеллектуальных, коммуникативных, оценочных умений.

Сайт учителя истории
Минута час бережёт
Категории раздела
Поздравляем [36]
Новости [12]
Ученикам [19]
Новости
Переводчик
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Друзья сайта
  • Северо-Восточное управление министерства и образования и науки Самарской области
  • Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
  • Сетевое сообщество учителей
  • Ресурсы Интернет. История и обществознание.
  • СИПКРО
  • Компьютер на уроках истории
  • Сетевые образовательные сообщества "Открытый класс"
  • Страницы истории
  • Официальная Россия
  • ФЦИОР
  • Схемы по истории
  • Статистика
    Архив записей
    Прогноз погоды
    Погода в России
    Поиск


    Сайт учителя истории Четыркиной В.Е.