Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя родословная"
Программа имеет рецензию. Рецензент: Манюхин И.С. , к. и. н. доцент кафедры исторического и социально-экономического образования СИПКРО
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Моя родословная» составлена для учащихся 5 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, составлена на основе Рабочей программы внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная» (автор Фроленкова Н.М.) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В работе используются электронные образовательные ресурсы (ЭОР «Открытый класс») Национального фонда подготовки кадров.
Актуальность:
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что одной из базовых национальных ценностей является семья. Соответственно задачей духовно-нравственного развития является осознание ценности семьи как первоосновы принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, понимание нравственных устоев, как семья, уважение к родителям.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна ещё и потому, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
В программах школьных курсов преподавание истории практически не соотносится с историей семьи, собственного рода. Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.
В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части, к истории своего рода. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на разработку моделей и программ духовно-нравственного воспитания детей через изучение своей семьи, своего рода и познание самого себя как неотделимой части этого целого.
Новизна программы заключается в использовании ЦОР «Живая Родословная», вопросы и задания к примерам родословных. ЦОР «Живая Родословная» позволяет организовать исследовательскую, проектную деятельность школьников в рамках различных предметных областей. ЦОР включает в себя коллекцию примеров родословных исторических личностей, деятелей культуры и искусства, а также универсальное дерево семьи.
ссылка на ЦОР «Живая родословная»
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623
(Руководство пользователя)
Цель:
создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.
Образовательные задачи:
- изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
- усвоение навыков грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практике;
- совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной.
Воспитательные задачи:
- воспитание гражданина и патриота,
- формирование нестандартного взгляда на историю и обществознание через призму индивидуальной истории семьи (родословной).
Развивающие задачи:
- развитие интеллектуального потенциала личности, познавательных процессов, самостоятельного критического мышления, воображения, восприятия, памяти;
- развитие аналитического мышления.
Программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе.
Программа внеурочной деятельности «Моя родословная» имеет как теоретическую, так и практическую направленность: знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, составление родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации. А также содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист… – роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности. Программа определяет главный способ самоорганизации ученика – поиск, проектная деятельность.
Базовыми науками являются история и обществознание, вспомогательными:
генеалогия, этнография, социология, геральдика. В основе содержания, построения и методов реализации программы лежит принцип интеграции. Тематика занятий и творческие задания, включенные в программу, предполагают тесное взаимодействие с уроками истории и обществознания, а также ознакомление с современными теоретическими и практическими приемами исторического исследования.
Формы проведения занятий:
- система групповых занятий,
- клубные занятия,
- индивидуальная работа,
- творческие мастерские.
Методы – проектная и исследовательская деятельность ложатся в основу работы с детьми.
Виды деятельности:
- беседы;
- составление и презентация родословной;
- составление семейного герба,
- встречи за круглым столом.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 в год.
2. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
В результате работы учащиеся должны знать:
- понятия «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок».
- историю возникновения имён и фамилий;
- степени родства в семье;
- профессии предков;
- семейные увлечения и традиции.
Должны уметь:
- составлять «ленту времени» своей жизни;
- составлять родословное древо;
- вместе с учителем и родителями разрабатывать свой фамильный герб,
- применять полученные знания на практике;
- работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
- формировать собственную позицию, делать выводы.
В процессе занятий по программе должны быть сформированы УУД:
Личностные универсальные учебные действия
у обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Результаты образовательного процесса
- устойчивый интерес к истории своей малой родины и России через изучение истории своего рода;
- уважительное и бережное отношение к наследию своих родных;
- посильное служение родине, своей семье и активная жизненная позиция;
- самоуважение и доброжелательное отношение к людям;
- соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах;
- способность рефлектировать свою учебно-познавательную деятельность.
Основными формами выявления уровня усвоения программы являются тесты, деловые игры, викторины, ролевые игры, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям; защита творческих проектов; участие в конкурсах, фестивалях, коллективные обсуждения пройденных тем. Итоговая оценка работы «зачёт».
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Темы разделов
|
Всего часов
|
Из них
|
Лекц
|
Практич
|
Тема 1. Я и моё имя 12 ч.
|
1
|
Вводное занятие. Понятие о родословной
|
1
|
1
|
|
2
|
Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имён
|
1
|
1
|
|
3
|
Имена и прозвища в Древней Руси. Откуда к нам пришли наши имена
|
1
|
1
|
|
4
|
Имя и ангел – хранитель
|
1
|
1
|
|
5
|
Тайны наших имён. Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена
|
2
|
|
2
|
6
|
Моя фамилия. Моё отчество. История возникновения фамилий и отчеств.
|
3
|
1
|
2
|
7
|
Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. Историческое прошлое семьи.
|
2
|
1
|
1
|
Тема 2. История моей семьи 9 ч.
|
8
|
Поколение, потомки, предки. Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки».
|
1
|
1
|
|
9
|
Кто кому как приходится. Степени родства в семье
|
2
|
|
2
|
10
|
Семейный альбом. Знаменитые люди нашего рода
|
1
|
|
1
|
11
|
Профессии моих родителей, моих предков
|
2
|
|
2
|
12
|
Музей моей семьи: семейные реликвии
|
1
|
|
1
|
13
|
Семейные предания, легенды, фольклор
|
1
|
|
1
|
14
|
Диспут «Христианские заповеди – о семье»
|
1
|
1
|
|
Тема 3. Моя родословная 5 ч.
|
15
|
Родословное древо. Практическое значение родословных в прошлом. Как составить родословную?
|
1
|
1
|
|
16
|
Составление родословного древа семьи. Определение глубины родовой памяти.
|
3
|
|
3
|
17
|
Моя семья. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи.
|
1
|
|
1
|
Тема 4. Семейные обязанности и традиции 8 ч.
|
18
|
Семейные традиции
|
2
|
1
|
1
|
19
|
Семейные увлечения
|
1
|
|
1
|
20
|
Фамильный герб и фамильный девиз
|
3
|
1
|
2
|
21
|
Итоговые уроки
|
2
|
|
|
|
ИТОГО:
|
34
|
10
|
24
|
|
|
|
|
|
|
|
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Я и моё имя 12 ч.
Цели и задачи программы. Значение изучения материалов данной программы для ознакомления с историей своей семьи. Что такое родословная, семья.
Имя и прозвище. Ономастика как наука, изучающая имена собственные. История возникновения имён, их многообразие, значение имён. Влияние различных культур на проникновение имён. Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины.
Что такое фамилия. История возникновения фамилии. Фамилия как указание родства Происхождение фамилий у различных сословий русского общества. Редкие фамилии. Род занятий в фамилии. Фамилии от прозвищ, искусственные фамилии. Что может показать фамилия при исследовании истории семьи. Историческое прошлое семьи.
Тема 2. История моей семьи 9 ч.
Понятия «поколение», «потомки», «предки». Кто кому как приходится. Степени родства в семье. Семейный альбом. Подготовка рассказов о своей семье. Крёстные родители. Знаменитые люди нашего рода. Любовь к ближнему. Добро и зло. Единство, милосердие.
Автобиографические сведения о родителях, их профессии, интересы, увлечения.
История рода. Род, родня, родные. На кого я похож? Роль отца и роль матери в семье. О бабушках и дедушках. «Стар да мал». Смена поколений. Преемственность в семье. Мои лучшие друзья – брат и сестра. Дружба и взаимовыручка в семье
Знакомство детей с разными профессиями, важность любой профессии. Интерес к различным профессиям, к людям труда. Профессии моих родителей, моих предков.
Музей моей семьи: семейные реликвии, предания, легенды, фольклор.
Христианские заповеди. Забота о родителях и ответственность детей перед ними. Почитание родителей. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». Заповедь: «Чти отца и мать твою, да благо тебе будет...».
Родительское благословение. Что такое благословение? Роль родительского благословения в Православии.
Тема 3. Моя родословная 5 ч.
Зачем человеку семья? Родословие моей семьи, родословное древо. Практическое значение родословных в прошлом. Как составить родословную. Опрос родственников и знакомых. Семейные архивы, исследование архивов.
Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Составление генеалогического древа.
Тема 4. Семейные обязанности и традиции 8 ч.
Знакомство с понятием «традиции». Традиции семейных праздников. Традиции русского народа в подготовке к празднику. Оформление праздничного стола. Традиции проведения праздников.
Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Основные правила геральдики. Составление герба семьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Для учителя:
- Варанкина Л.И. Моя родословная, Курганск, 2001.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.: Просвещение , 2011г.
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания в Образовательной системе «Школа 2100» (Р.Н.Бунеев, Д.Д. Данилов), Москва, 2011
- Фроленкова Н.М. Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Моя родословная», 2011г.
http://old.pskovedu.ru/?project_id=3032&pagenum=6859
- ЦОР «Живая родословная»
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441-b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623
Для учащихся:
- Как составить родословную http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyu-poshagovaya-instruktsiya/
- Программа «Российские династии» http://geno.ru/news/7771/
- Основные правила геральдики http://www.excurs.ru/pravila.htm
- Сайт-проект «Фамильный герб» http://redirina.ucoz.ru/
- Сайт Управления государственной архивной службы Самарской области http://regsamarh.ru
- Виртуальный музей ГУЛАГА
http://www.gulagmuseum.org/start.do;jsessionid=B0739D774D252D032DDB7E231FC60F01
- История политических репрессий http://www.memo.ru/links/links.htm
- Правозащитное общество «Мемориал» http://www.memo.ru/
Сайт Министерства обороны «Подвиг народа», Общедоступный электронный банк документов http://podvignaroda.mil.ru/podvig-flash/
|