Понедельник, 20.11.2017, 07:03

logo

Главная
  RSS
ВЫ ЗАШЛИ НА САЙТ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ СОШ С. САВРУХА М.Р. ПОХВИСТНЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.  РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС! 
Меню сайта
Акция
СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции
Опрос
Уважаемые коллеги, что для Вас является основным средством обучения?
Всего ответов: 2228
Актуальное
Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области

Сайт Результаты антивирусного сканирования
Праздники России
-->Праздники России
Кнопка сайта
Понравился сайт? Установите мой баннер на своём сайте.
Сайт учителя истории Четыркиной В. Е.

 Каталог файлов
Главная » Файлы » Методическая копилка

Рабочая программа по Краеведению. 7 класс
04.09.2014, 10:40

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по краеведению

 «НЕТ НА СВЕТЕ ДОРОЖЕ И КРАШЕ

МИЛОЙ МАЛОЙ РОДИНЫ НАШЕЙ!»

7 класс

Пояснительная записка

 Краеведение – важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания, чувства дружбы между народами. Сегодня – это  приоритетные задачи школьного исторического образования. Развитие исторического краеведения стимулируют современные социально-политические перемены. Интерес к вопросам обучения исторического краеведения обусловлен возрастанием роли регионов, пробуждением интереса молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям. В школьном курсе истории вопросы краеведения рассматриваются интегрировано и зачастую заслоняются значимостью событий Российского и мирового масштаба, между тем важность формирования причастности к истории каждого и ощущение творца истории очень важно.

   Не менее значимо краеведение и для развития личности, его социализации. Изучение местного материала соответствует дидактическому принципу  «от ближнего к дальнему, от простого к сложному». При освоении знаний о своем регионе актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом окружении незнакомого – увлекательный процесс, пробуждающий любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности. Знание и понимание истории своего края, города или села, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает  каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире.

  Предмет «Краеведение» заложен в инвариантную часть Базисного учебного плана и предлагается для изучения в 5-9 классах. 

   В основе данной программы используется опыт педагогов России, лично преподавательский и исследовательский опыт. Базой данного курса являются программы  по предмету «Историческое краеведение» и требований к уровню подготовки обучающихся, предложенных управлением образования Самарской области.

      Программа отвечает интересам учащихся, расширяет их кругозор, позволяет развивать общие и специальные способности. Курс дает возможность осуществлять межпредметные связи, так как обучение учащихся происходит на основе знаний и умений, полученных в школьных курсах истории, географии и других дисциплин.       

   Программа адресована учащимся 6-7 класса.   Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по истории.

    В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о: истории Похвистневского района Самарской области, села, прошлого своего народа, истории его расселения в данной местности, особенностях экономической жизни, культуры и обычаев.

  Знает: личности знаменитых земляков; достижения культуры, культурные традиции народов населяющих малую родину; виды исторических источников.

  Умеет: работать с документами, с картами, с литературой; соотносить события Отечественной и региональной истории; давать описание исторических событий и памятников культуры; выявлять и объяснять общность и различия важнейших общероссийских и региональных событий и процессов.

  Владеет: умением исследовательской деятельности

    В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его жизни.

   В ходе ее достижения решаются:

   Образовательные задачи: знакомить с историей и современной жизнью своей малой родины; рассматривать привычные сельские объекты, повседневные предметы, музейные  экспонаты, семейные архивы как источники знаний о прошлом и современной  истории, культуре поселка и извлекать из них нужную информацию.

    Развивающие задачи: развивать у учащихся познавательный процесс к селу и району, к его изучению, интеллектуальные и творческие способности учащихся; развивать способность детей анализировать и оценивать факты, явления, события, а также высказывать обоснованные суждения о действиях людей, оставивших заметный след в истории малой родины.  

   Воспитательные задачи: воспитывать патриотизм, нравственные ценности, чувства причастности к своему народу, его истории, культуре, укреплению связи поколений; раскрывать и развивать творческие способности личности, формировать коммуникативную культуру.

   Данный курс должен помочь школьникам познакомится и частично овладеть способами исследовательской деятельности.

   В структуре изучаемой программы выделяются 4 раздела, в которых представлена история малой родины: «Похвистневский район: время и люди»,  «История и современность села Савруха»,  «История школы»,  «История моей семьи в истории села».

   Данный курс предусматривает разнообразные типы занятий: лекция, фотовыставка, экскурсия, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, работа с картами, практические занятия, игровые ситуации.

   Формы контроля: беседы, тесты, викторины, игры, рефераты,  составление таблиц, кроссвордов, тестов, проекты.

   Программа «Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей»

общим объёмом  34 часа  изучается в течение 1 года.

   Объём различных форм учебной работы:

Всего занятий                     34ч.

В том числе:

Лекции                               12

Практические занятия      22

     Всё это достигается с применением современных образовательных технологий: информационных технологий, метод проектов, личностно-ориентированного обучения.

 

Содержание программы

Введение.

   Что изучает историческое краеведение? Краеведение – комплексная наука, связь краеведения с археологией, этнографией, топонимикой. Методы изучения краеведческого материала. Изучение и анализ имеющегося краеведческого материала. Организация учета экспонатов. Распределение по основным темам.

Раздел I. Похвистневский район: время и люди.

Из истории района: Древнейшие археологические памятники Похвистневского района. Сухореченское селище. Заселение и освоение Похвистневского района. В. Ендураев – первый краевед района.

Достопримечательности города и района: театр «Сад», музей «Город ветра», аллея славы, церковь Михаила Архангела в с. Красные Ключи и т.д.

Символика района: герб и гимн Похвистневского района, история геральдических знаков.

Раздел II. История и современность села Савруха

История образования села и совхоза «Северный Ключ», первые переселенцы.

Прошлое и настоящее храма Трёх Святителей. «Родная улица моя» (Из истории названий улиц села).  Достопримечательности села.

Суровые годы войны. Герои – земляки, жители села  - участники военных конфликтов. Встреча с участниками военных действий в Чечне, Афганистане. Трудом прославляя район. Фотовыставка «Моё село и люди».

Раздел III. История школы

Очерки истории школы Экспозиция «Летопись школы».

 Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы.

Раздел IV. История моей семьи в истории села

Традиции моей семьи. Конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи». История семьи и её вклад в развитие села, района. Родословная моей семьи.

 

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Темы разделов

Всего часов

Из них

Форма организации занятий

Форма контроля. Образовате

льный продукт

Лекц

Практич.

1

Введение.  Что изучает историческое краеведение? Методы изучения краеведческого материала.

1

1

 

 

Фронтальная беседа «Что я знаю о своем крае, селе?»

Раздел I.  Похвистневский район: время и люди. 6 ч

2.

Древности, или начало всех начал.

1

 

1

Экскурсия в краеведческий музей

Фронтальная беседа

3

Заселение и освоение Похвистневского района

1

 

1

Практическая работа с краеведческим материалом

Составление викторины

4

Из истории сёл района

3

1

2

Практикум: туристко-краеведческие возможности родного края

Составление путеводителя по историческим местам района

5

Символика района: герб и гимн Похвистневского района

1

1

 

Информационная лекция, просмотр видеоролика с гимном Похвистневского района.

Фронтальная беседа

Раздел II.  История и современность села Савруха. 12 ч.

6

История образования села Савруха, первые переселенцы.

1

1

 

Информационная лекция

Фронтальная беседа

7

«Родная улица моя»

1

 

1

Практическая работа с краеведческим материалом

Фронтальная беседа

8

Достопримечательности  села.

1

 

1

Конкурс фотографий «Виды родного села»

Составление альбома «Достопримечательности села»

9

Прошлое и настоящее храма Трёх Святителей

1

1

 

Информационная лекция

Фронтальная беседа

10

Герои Великой Отечественной войны – мои земляки. ВО война в истории моей семьи.

2

1

1

Встреча с ветеранами войны

Презентации, мини-сочинения, «Ратный подвиг земляков»,

«Трудные судьбы детей войны»

11

Земляки - участники военных конфликтов.

1

 

1

Встреча с участниками военных действий в Чечне, Афганистане.

 

12

Национальный состав с. Савруха

1

 

1

 

Альбом «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

13

Из истории создания ЗАО «Северный Ключ»

1

1

 

Информационная лекция

Фронтальный опрос

14

Трудом прославляя район: люди моего села

2

 

2

Встреча с старожилами, передовиками производства ЗАО «Северный ключ»

Фотовыставка «Моё село и люди»

Раздел III.  Раздел III. История школы 7 ч

15

Очерки истории школы

4

1

3

Практическая работа с краеведческим материалом

Оформление экспозиции «Летопись школы»

16

Традиции школы

1

1

 

Информационная лекция

Фронтальная беседа

17

Школьная традиция - Вечер встречи выпускников

1

 

1

Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы

Помощь в подготовке Вечера

18

Знаменитые выпускники школы

1

1

 

 

Сообщения учащихся

Раздел IV. История моей семьи в истории села 6 ч.

19

Наша дружная семья. Традиции моей семьи.

1

 

1

Экскурсия-лекция

Конкурс «Самая интересная фотография семьи».

Выставка семейных поделок.

20

Моя родословная.

3

1

2

Информационная лекция «Составление родословной»

Практикум «Моя родословная»

Составление родословных

21

История моей семьи в истории села и страны.

2

1

1

Оформление экспозиции «История моей семьи в истории села и страны».

Защита проектов

Экспозиция, проекты

22

Итоговые занятия

Конкурс рисунков и организация фотовыставки «Моя Великая малая Родина»

 

«Знатоки родного края».

 

3

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Урок - викторина

Рисунки, фотовыставка

 

 

 

 

 

Литература:

  1. И.Б.Васильев, Г.И.Матвеева «У истоков истории Самарского Поволжья», Куйбышевское книжное издательство, 1986г.
  2. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
  3. Похвистневский район: время и люди. Похвистнево, 2004г.
  4. Самарская область. География и история, экономика и культура. Учебное пособие. Самара, «Самарский Дом печати», 2001.

 

 

Интернет-ресурсы:

  1. Музей истории Самарской области и муниципальных образований (история, историко-культурные достопримечательности, символы, герои, почётные граждане, фото)  http://museum.samgd.ru/region/info/

 

  1. Похвистневский район (общие сведения, история, население и т.д.)  http://www.bankgorodov.ru/region/raion.php?id=1400

 

Темы проектных и исследовательских работ:

Рефераты:

  • « Из истории основания села Савруха»
  • «Личности села Савруха в событиях российской истории»
  •  «Поколения, опалённые войной» (участники Великой Отечественной войны, воин в Афганистане, Чечне)
  • «Из истории создания совхоза «Северный Ключ»

Проектные и исследовательские работы:

  • «Трудные судьбы детей войны» (на основе воспоминаний детей войны)
  • История с. Савруха в воспоминаниях очевидцев.

·        Мини- исследование «Национальный состав села Савруха».

  • Составление путеводителя по историческим местам района, села
  • «История моей семьи в истории Самарского края»

Творческие работы:

  • Составление кроссвордов, викторин
  • Конкурс рисунков и организация фотовыставки «Моя Великая малая Родина»
  • Сбор экспонатов для школьного музея
  • Выпуск краеведческого, познавательного журнала «Памятники истории и культуры района и села».
Категория: Методическая копилка | Добавил: история
Просмотров: 1705 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт учителя истории
Минута час бережёт
Категории раздела
Мои файлы [7]
Электронные тесты [7]
Календарно-тематическое планирование [7]
Развёрнутое календарно-тематическое планирование для 5-9 классов
Тесты по истории в Word [8]
Продукты проектной деятельности [3]
Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков [8]
Методическая копилка [43]
Разработки уроков,презентации, задания.
Работы учащихся с использованием ИКТ [6]
Готовимся к переводному экзамену. 7 класс [43]
Тесты и задания в Power Point [31]
Задания для интерактивной доской SMART Board в программе Notebook 6 класс [70]
Кроссворды в Excel [14]
Тренировочные тесты к урокам истории [30]
Новости
Переводчик
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Друзья сайта
  • Северо-Восточное управление министерства и образования и науки Самарской области
  • Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
  • Сетевое сообщество учителей
  • Ресурсы Интернет. История и обществознание.
  • СИПКРО
  • Компьютер на уроках истории
  • Сетевые образовательные сообщества "Открытый класс"
  • Страницы истории
  • Официальная Россия
  • ФЦИОР
  • Схемы по истории
  • Статистика
    Прогноз погоды
    Погода в России
    Поиск


    Сайт учителя истории Четыркиной В.Е.