Суббота, 04.05.2024, 02:01

logo

Главная
  RSS
ВЫ ЗАШЛИ НА САЙТ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ СОШ С. САВРУХА М.Р. ПОХВИСТНЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.  РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС! 
Меню сайта
Акция
СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции
Опрос
Актуальное
Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области

Сайт Результаты антивирусного сканирования
Праздники России
-->Праздники России
Кнопка сайта
Понравился сайт? Установите мой баннер на своём сайте.
Сайт учителя истории Четыркиной В. Е.

 Каталог файлов
Главная » Файлы » Методическая копилка

8 класс
15.01.2014, 11:28

Российская Империя на рубеже ХVIII—ХIХ вв.

Цели урока:

• активизировать необходимые знания учащихся из курса истории России за 7 кл.;

• развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, анализа и работы с документами, картами.

План урока:

1. Территориальная и национальная структура Российской империи;

II. Сословия в России.

Новые термины: многоконфессиональный, мещане.

Оборудование: атласы, настенная карта «Российская империя в начале ХХ века»

 

Ход урока

1. Территориальная и национальная структура Российской империи (слайд1,2)

Презентация к уроку

Беседа с учащимися

- О чем мы будем говорить, изучая данную тему?

Во время ответа важно вспомнить такие понятия, как социально-экономический и политический строй.

Запись в тетрадях:

Политический  строй - система управления государством;

Социальный строй — состав общества, система отношений внутри общества.

Экономический строй - организация производства и торговли в стране.

Работа с картой «Российская империя в начале ХIХ вв.» (слайд 3)

Задание: используя карту, устно ответить на вопросы:

— Как называлось государство в начале ХIХ века?

— Назовите границы Российской Империи. (Российская Империя занимала огромную территорию от Балтийского моря на западе до Тихого океана на Востоке, от Арктики на севере до Северного Причерноморья и Кавказа на юге.)

Дополнительные материалы к уроку.

Для создания представления о бескрайних просторах страны

а) «... особенно торжественной встречи нового столетия ни в 1800-м, ни в 1801 не происходило (в отличие от 1901-го и — угадываем — 2001-го!). Объясняется, на наш взгляд, это, прежде всего тем, что в то время не придавали значения «мелким делениям» — минуте, секунде: у большинства жителей, ложившихся с темнотой, поднимавшихся с рассветом, ни стенных, ни каких других часов не было и в помине. В тех же домах, что жили по часам, знали только свое время: в самом деле, как сверить согласовать стрелки, маятник в столице, на Волге, в Сибири, на Камчатке — не по радио же?.. Одновременность была в ту пору растянутой; то, что происходило сей час на другом краю планеты, плохо воспринималось как синхронное, и, скажем, накануне рождения Пушкина «Московские ведомости» от 25 мая 1799г. печатали столичные известия от 19 мая, из Италии — апрельские, из Нового Йорка — мартовские, о предполагаемых же совместных действиях Буонапарте с Типу-султаном сообщалось еще в течение многих недель после гибели знаменитого индийского правителя в сражении с англичанами.

К тому же за сто без малого лет еще не везде привыкли считать века от рождества Христова, а не от сотворения мира, год же начинать от Василия Великого (1 января), а не от Семенова дня (1 сентября); вдобавок, законодательница всех мод Франция недавно ввела революционный календарь и объявила началом первого века Свободы 22 сентября 1792 г.

В общем 200 лет назад Россию не очень занимало, в каком столетии она находится...»

(Эйдельман Н. Я. Грань веков. М, 1986. С.6.)

б) «.. .Взойдя на престол, Елизавета Петровна посылает на Камчатку штабс-фурьера Шахтурова,. с тем чтобы он доставил к ее коронации (т. е. через полтора года) шесть пригожих, благородных камчатских девиц. Представления царицы о размерах собственной империи были приблизительными: только через 6 лет (и на 4 год позже коронации) царицын посланец с отобранными девицами достиг на обратном пути Иркутска. ..»

(Эйдельман Н. Я. Грань веков. М., 1986. С. 8.)

в) «... 11 декабря 1796г. в Иркутске начались соборный благовест и пушечная пальба в честь нового императора: рано утром примчался правительственный курьер (начиная с Павла, он будет именоваться фельдъегерем), который всего за 34 дня преодолел расстояние в б тыс. верст от столицы на Неве до губернского города на Ангаре. Больше месяца Иркутск жил под властью умершей Екатерины II. Камчатка же присягнет только в начале 1797-го...

…6 тыс. верст, разделенные на 34 дня, около 180 верст в сутки, — курьерская скорость... С древнейших времен до первых паровозов максимальной скоростью человеческого передвижения была быстрота лучшего коня или тройки, колесницы: примерно 20 км/час на коротком пути, и меньше, если делить длинные версты на долгие часы. Поэтому в 1796 г. Россия — страна огромная, медленная (в 30—40 раз медленнее и, стало быть, во столько же раз «больше», чем сегодня); страна, где от обыкновенного черноземного гоголевского городка «три года скачи — ни до какого государства не доедешь»...»

(Эйдельман Н. Я. Грань веков. М., 1986. С. 8—9.)

 

— Вспомните, какие территории были присоединены к Российской Империи в XVIII в.? Как происходили эти присоединения? (слайд 4)

(В период правления Петра I в результате войны со Швецией Россия получает выход к Балтийскому морю. В период правления Екатерины и в результате раздела Речи Посполитой к России были присоединены правобережная Украина. Белоруссия, Литва, часть Польши. Результатом русско-турецких войн стадо вхождение в рамки Империи части Черноморского побережья (Новороссия), Крыма, Кубани, ряда северокавказских земель. О желании войти в состав России в 70—80 гг. XVIII заявили осетины, чеченцы, ингуши. В это же время Грузия добровольно присоединяется к России. В составе Империи были Камчатка, Приморье, Русская Америка — Аляска, Алеутские острова и часть Северной Калифорнии.)

Обратите внимание учеников на то, что Российская Империя составляла единую территорию в отличие от европейских колониальных держав, состоявших из метрополии и заморских владений. (слайд 5,6)

— Охарактеризуйте национальный состав Российской Империи. Представители каких религий проживали на территории России?

Во время ответа на вопрос важно обратить внимание учащихся на термины многонациональный и многоконфессиональный.

Запись в тетрадь:

Многоконфессиональное государство — государство, население которого исповедует различные религиозные учения.

Беседа с учащимися и работа у доски

— Вспомните, каково было административное деление России?

В ходе ответа учеников на доске воспроизводится схема: (слайд 8)

II. Сословия в России

Работа с учебником и таблицей

— Вспомните, на какие группы делилось население России? Как эти группы назывались?

(слайд 9)

Запись определения в тетрадь.

Работа с таблицей (слайд 10).

3. Беседа по вопросам к таблице

— Были ли равны между собой в правах люди разных сословий?

— Какие сословия обладали только правами?

— У каких сословий были обязанности?

— Кто имел право владеть землей и крестьянами?

— У какой группы населения не было прав? Почему?

— Положение какой категории крестьян было самым тяжелым? Почему?

— Можно ли было перейти из одного сословия в другое? Приведите примеры. (Разорившийся купец переставал принадлежать к своему сословию.  Дворянство можно было получить, продвигаясь по службе.)

Необходимо акцентировать внимание учащихся на принципиальном отличии в положении различных сословий, подвести их к выводу о существовании привилегированных и непривилегированных сословий.

— Какие из перечисленных сословий относятся к привилегированным, а какие к непривилегированным?  (слайд 11).

Учитель делает общий вывод (слайд 12).

Дополнительный материал к уроку:
Категория: Методическая копилка | Добавил: история
Просмотров: 896 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт учителя истории
Минута час бережёт
Категории раздела
Мои файлы [7]
Электронные тесты [7]
Календарно-тематическое планирование [7]
Развёрнутое календарно-тематическое планирование для 5-9 классов
Тесты по истории в Word [8]
Продукты проектной деятельности [3]
Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков [8]
Методическая копилка [45]
Разработки уроков,презентации, задания.
Работы учащихся с использованием ИКТ [6]
Готовимся к переводному экзамену. 7 класс [43]
Тесты и задания в Power Point [31]
Задания для интерактивной доской SMART Board в программе Notebook 6 класс [70]
Кроссворды в Excel [14]
Тренировочные тесты к урокам истории [30]
Новости
Переводчик
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Друзья сайта
  • Северо-Восточное управление министерства и образования и науки Самарской области
  • Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
  • Сетевое сообщество учителей
  • Ресурсы Интернет. История и обществознание.
  • СИПКРО
  • Компьютер на уроках истории
  • Сетевые образовательные сообщества "Открытый класс"
  • Страницы истории
  • Официальная Россия
  • ФЦИОР
  • Схемы по истории
  • Статистика
    Прогноз погоды
    Погода в России
    Поиск


    Сайт учителя истории Четыркиной В.Е.