Суббота, 20.04.2024, 14:21

logo

Главная
  RSS
ВЫ ЗАШЛИ НА САЙТ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ СОШ С. САВРУХА М.Р. ПОХВИСТНЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.  РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС! 
Меню сайта
Акция
СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции
Опрос
Актуальное
Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области

Сайт Результаты антивирусного сканирования
Праздники России
-->Праздники России
Кнопка сайта
Понравился сайт? Установите мой баннер на своём сайте.
Сайт учителя истории Четыркиной В. Е.

 Каталог файлов
Главная » Файлы » Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков

Урок №7
18.03.2011, 14:46

Цель урока: Формирование представления об общественном движении первой четверти XIX века, первых тайных организациях.

Задачи:

1. Образовательные:

  • выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;

2. Развивающие:

  • Развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения.

  • Развивать навыки заполнения таблиц, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

Используемое оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран или персональные компьютеры

Программное обеспечение:

Демонстрационный материал: Диск «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX-XX вв. » Урок №4 «Движение декабристов»

(Если урок проводится в компьютерном классе, то диск устанавливается по локальной сети и учащиеся самостоятельно работают с материалом диска, заполняют таблицу. Если урок проводится с использованием мультимедиапроектора, то проводится фронтальная беседа, заполнение таблицы).

Раздаточный материал: тесты

Новые понятия и даты: декабристы, Союз спасения (1816—1817), Союз благоденствия (1818—1820), Северное и Южное общество (1821—1825), восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825г., династический кризис.

План урока:

1. Проверка домашнего задания;

2.. Возникновение тайных обществ;

3. Декабрьское восстание.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания: тестирование.

Вариант 1.

1. Отметьте реформы, которые были осуществлены или которые предполагалось осуществить в 1815-1820гг.

  1. создание системы военных поселений;

  2. разработка проекта конституции Российской империи;

  3. издание указа о «вольных хлебопашцах»;

  4. подготовка проекта отмены крепостного права;

  5. введение суда присяжных;

  6. введение конституции в Польше;

  7. введение всеобщей воинской повинности;

  8. создание системы коллегий.

2. Кто был автором «Уставной грамоты Российской империи» (проект конституции)

  1. М.М.Сперанский

  2. Н.Н.Новосильцев

  3. А.А.Аракчеев

  4. Александр I

3. В начале 20-х годов Александр I отказался от проведения реформ потому, что:

  1. Александру I не нравились проекты реформ, и он их не одобрил;

  2. В Европе нарастало революционное движение;

  3. Попытка проведения реформ вызвала противодействие дворян;

  4. Увеличивается число тайных революционно настроенных организаций.

Вариант 2.

1. Отметьте цифрой 1 либеральные меры Александра I, осуществлённые в 1815-1825гг., 2- консервативно-реакционные мероприятия.

1. разработка «Государственной уставной грамоты Российской империи»;

2. введение конституции в Польше;

3. создание Министерства духовных дел и народного просвещения

4.разработка проектов отмены крепостного права;

5. создание системы военных поселений;

6. отмена крепостного права в Прибалтике.

2. Военные поселения введены:

  1. 1804г.

  2. 1812г.

  3. 1815г.

  4. 1817г.

3. Создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии, гонения на инакомыслящих в России в первой половине XIX века – всё это было связано с именем:

  1. М.М.Сперанского

2. А.А.Аракчеека

3. А.Х.Бенкендорфа

4. К.П.Победоносцева.

Вариант 3.

1. Отметьте цифрой 1 преобразования, осуществлённые Александром I до войны 1812г., 2- после войны 1812г.

  1. издание указа о «вольных хлебопашцах»;

  2. создание системы военных поселений;

  3. отмена крепостного права в Прибалтике;

  4. создание системы министерств;

  5. учреждение Государственного совета – высшего законосовещательного органа;

  6. введение конституции в Польше;

  7. издание либерального университетского устава;

  8. разрешение приобретать землю недворянам;

  9. создание Министерства духовных дел и народного просвещения.

2. Во главе государства должен стоять король, которым является российский император. Законодательную власть осуществлял сейм, который избирался шляхтой и собирался 1раз в 2 года. Государственный совет действовал постоянно. Все это основные положения:

  1. «Введения к уложению государственных законов» 1809г.

  2. «Уставная грамота Российской империи» 1820г.

  3. Польской Конституции 1815г.

3. Проект отмены крепостного права (по поручению Александра I) разрабатывал:

1.М.М.Сперанский

2. Н.Н.Новосильцев

3. А.А.Аракчеев

4. Ф.Лагарп.


2. Изучение нового материала. Беседа с учащимися по вопросам

-Какие настроения в российском обществе преобладали после Отечественной войны 1812 года?

Одна часть российского общества возлагала надежды на дальнейшие реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права. Солдаты и офицеры, участвовавшие в заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг. познакомились с изменениями, произошедшими в Европе после французской революции конца XVIII в.

Однако большинство дворян-консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению, были не только не нужны, но и опасны.

Таким образом, можно сделать вывод, что в послевоенном российском общество были как реформаторские, так и антиреформаторские настроения, причем последние были очень сильны.

Был ли продолжен курс реформ начала царствования Александра?

Возникновение тайных обществ.

Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Организаторами этих кружков являлись представители дворянства.

Как вы думаете, почему? (дворяне были единственным наиболее образованным сословием России.)

Таблица заполняется на протяжении всего урока, по мере рассказа учителя и работы учащихся с диском «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX - XX вв. » Урок №4 «Движение декабристов» (Слайды 3 «Союз спасения» ,4 «Союз благоденствия» ,6-8 «Северное общество», «Южное общество», «Материалы для изучения дополнительного изучения» - сравнение «Русской правды» и «Конституции»).


Организация, годы существования

Участники

Характер общества, методы

Цели


















Почему общества носили тайный характер?

Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов.

Назовите основные различия проектов конституций Северного и Южного обществ.

Декабрьское восстание

Осенью 1825г. в Таганроге внезапно умирает Александр I, у императора не было детей.

- Кто должен был наследовать престол?

У Павла I было три сына: Константин, Николай и Александр.

Константин был женат морганатическим браком, и в связи с этим не имел права наследовать престол. Соответственно наследником престола был Николай. Но отказ Константина от наследования престола держался в тайне от общества, поэтому после известия о смерти Александра I была принесена присяга Константину. Была назначена Переприсяга Николаю, и декабристы решили воспользоваться этим моментом, не допустить переприсяги и принудить Сенат объявить о введении конституционного правления. Предполагалось также занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец, арестовать царскую семью.

Запись в тетради:

14 декабря 1825г. — восстание декабристов на Сенатской площади.

Работа учащихся с диском «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX - XX вв. Урок №4 «Движение декабристов» (Слайд10 «Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825г.»).

Назовите причины поражения восстания декабристов.

Планы восставших были нарушены с самых первых шагов, поскольку диктатор восстания — С. П. Трубецкой — не явился на Сенатскую площадь. Это, безусловно, внесло смятение в ряды восставших, парализовало их действия. Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к закрытым дверям Сената. Руководители восстания не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей; не проявили они активности и уже в ходе самого восстания, ограничившись ожиданием присоединения к ним других частей, тем самым они дали возможность Николаю I захватить инициативу.

29 декабря 1825г. началось восстание черниговского полка на юге страны.

Запись в тетради:

29 декабря 1825г. восстание Черниговского полка

Восстание возглавил С. И. Муравьев-Апостол. Оно началось в тот момент, когда членам Южного общества стало уже известно о разгроме восстания в Петербурге, и когда уже были арестованы руководители Южного общества. В течение недели С. И. Муравьев-Апостол с 970 солдатами и 8 офицерами ходил по заснеженным полям Украины, надеясь на присоединение к нему других воинских частей. Однако эта надежда не оправдалась. Военному командованию удалось изолировать черниговский полк. Одновременно к району восстания стягивались верные правительству войска. В результате восстание также было подавлено.

После подавления восстания в Петербурге и на Украине была образована Следственная комиссия. Это был первый в истории России широкий политический процесс. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 был предан Верховному уголовному суду. Работа учащихся с диском «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX - XX вв. Урок №4 «Движение декабристов» (Слайд 11 «Суд над декабристами»).

Запись в тетради:

П. Пестель, С. Муравьев-Апостол. М. Бестужев-Рюмин К. Рылеев,

П. Каховский — были приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением.

Как вы думаете, каково было значение восстания декабристов?

Учитель дополняет ответы учащихся:

Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением ХIХ в. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих духовных наставников, и считали себя продолжателями их дела. Идеи декабристов оказали значительное влияние на творчество таких видных представителей российской культуры, как А. С. Пушкин, А. С. грибоедов. Среди самих декабристов были известные писатели и поэты (К. Ф. Рылеев, Ф. Н. Глинка), ученые и художники (Н. И. Тургенев, Н. А. Бестужев).

Домашнее задание: §8,9 и вопросы 2—6 в конце параграфа.






Категория: Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков | Добавил: история
Просмотров: 3797 | Загрузок: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт учителя истории
Минута час бережёт
Категории раздела
Мои файлы [7]
Электронные тесты [7]
Календарно-тематическое планирование [7]
Развёрнутое календарно-тематическое планирование для 5-9 классов
Тесты по истории в Word [8]
Продукты проектной деятельности [3]
Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков [8]
Методическая копилка [45]
Разработки уроков,презентации, задания.
Работы учащихся с использованием ИКТ [6]
Готовимся к переводному экзамену. 7 класс [43]
Тесты и задания в Power Point [31]
Задания для интерактивной доской SMART Board в программе Notebook 6 класс [70]
Кроссворды в Excel [14]
Тренировочные тесты к урокам истории [30]
Новости
Переводчик
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Друзья сайта
  • Северо-Восточное управление министерства и образования и науки Самарской области
  • Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
  • Сетевое сообщество учителей
  • Ресурсы Интернет. История и обществознание.
  • СИПКРО
  • Компьютер на уроках истории
  • Сетевые образовательные сообщества "Открытый класс"
  • Страницы истории
  • Официальная Россия
  • ФЦИОР
  • Схемы по истории
  • Статистика
    Прогноз погоды
    Погода в России
    Поиск


    Сайт учителя истории Четыркиной В.Е.