Цель
урока: Формирование
представления об общественном движении
первой четверти XIX
века, первых тайных организациях.
Задачи:
1.
Образовательные:
2.
Развивающие:
Развивать
умение использования информационных
технологий в процессе обучения.
Развивать
навыки заполнения таблиц, учить выделять
главное, определять и объяснять понятия.
Формы
организации деятельности учащихся:
индивидуальная, коллективная.
Материально-дидактическое
оснащение урока:
Используемое
оборудование: мультимедиапроектор,
доска-экран или персональные компьютеры
Программное
обеспечение:
Демонстрационный
материал: Диск «Уроки
Отечественной истории Кирилла и Мефодия.
XIX-XX
вв. » Урок №4 «Движение декабристов»
(Если
урок проводится в компьютерном классе,
то диск устанавливается по локальной
сети и учащиеся самостоятельно работают
с материалом диска, заполняют таблицу.
Если урок проводится с использованием
мультимедиапроектора, то проводится
фронтальная беседа, заполнение таблицы).
Раздаточный
материал: тесты
Новые
понятия и даты: декабристы,
Союз спасения (1816—1817), Союз благоденствия
(1818—1820), Северное и Южное общество
(1821—1825), восстание декабристов на
Сенатской площади 14 декабря 1825г.,
династический кризис.
План
урока:
1. Проверка
домашнего задания;
2..
Возникновение тайных обществ;
3.
Декабрьское восстание.
Ход
урока
1.
Проверка домашнего задания: тестирование.
Вариант
1.
1. Отметьте
реформы, которые были осуществлены или
которые предполагалось осуществить в
1815-1820гг.
создание
системы военных поселений;
разработка
проекта конституции Российской империи;
издание указа
о «вольных хлебопашцах»;
подготовка
проекта отмены крепостного права;
введение суда
присяжных;
введение
конституции в Польше;
введение
всеобщей воинской повинности;
создание
системы коллегий.
2. Кто был
автором «Уставной грамоты Российской
империи» (проект конституции)
М.М.Сперанский
Н.Н.Новосильцев
А.А.Аракчеев
Александр I
3. В начале 20-х
годов Александр I
отказался от проведения реформ потому,
что:
Александру
I
не нравились проекты реформ, и он их не
одобрил;
В Европе
нарастало революционное движение;
Попытка
проведения реформ вызвала противодействие
дворян;
Увеличивается
число тайных революционно настроенных
организаций.
Вариант
2.
1. Отметьте
цифрой 1 либеральные меры Александра
I,
осуществлённые в 1815-1825гг., 2-
консервативно-реакционные мероприятия.
1.
разработка «Государственной уставной
грамоты Российской империи»;
2.
введение конституции в Польше;
3.
создание Министерства духовных дел и
народного просвещения
4.разработка
проектов отмены крепостного права;
5.
создание системы военных поселений;
6.
отмена крепостного права в Прибалтике.
2. Военные
поселения введены:
1804г.
1812г.
1815г.
1817г.
3. Создание
военных поселений, ужесточение дисциплины
в армии, гонения на инакомыслящих в
России в первой половине XIX
века – всё это было связано с именем:
М.М.Сперанского
2.
А.А.Аракчеека
3.
А.Х.Бенкендорфа
4.
К.П.Победоносцева.
Вариант
3.
1. Отметьте
цифрой 1 преобразования, осуществлённые
Александром I
до войны 1812г., 2- после войны 1812г.
издание указа
о «вольных хлебопашцах»;
создание
системы военных поселений;
отмена
крепостного права в Прибалтике;
создание
системы министерств;
учреждение
Государственного совета – высшего
законосовещательного органа;
введение
конституции в Польше;
издание
либерального университетского устава;
разрешение
приобретать землю недворянам;
создание
Министерства духовных дел и народного
просвещения.
2. Во главе
государства должен стоять король,
которым является российский император.
Законодательную власть осуществлял
сейм, который избирался шляхтой и
собирался 1раз в 2 года. Государственный
совет действовал постоянно. Все это
основные положения:
«Введения
к уложению государственных законов»
1809г.
«Уставная
грамота Российской империи» 1820г.
Польской
Конституции 1815г.
3. Проект отмены
крепостного права (по поручению Александра
I)
разрабатывал:
1.М.М.Сперанский
2.
Н.Н.Новосильцев
3.
А.А.Аракчеев
4.
Ф.Лагарп.
2.
Изучение нового материала. Беседа с
учащимися по вопросам
-Какие
настроения в российском обществе
преобладали после Отечественной войны
1812 года?
Одна
часть российского общества возлагала
надежды на дальнейшие реформы, введение
конституции и решение вопроса об отмене
крепостного права. Солдаты и офицеры,
участвовавшие в заграничном походе
русской армии в 1813—1814 гг. познакомились
с изменениями, произошедшими в Европе
после французской революции конца XVIII
в.
Однако
большинство дворян-консерваторов
восприняло победу над Наполеоном как
доказательство превосходства российских
порядков над западноевропейскими.
Реформы, по их мнению, были не только не
нужны, но и опасны.
Таким
образом, можно сделать вывод, что в
послевоенном российском общество были
как реформаторские, так и антиреформаторские
настроения, причем последние были очень
сильны.
— Был
ли продолжен курс реформ начала
царствования Александра?
Возникновение
тайных обществ.
Бездействие
и нерешительность властей в реформировании
государства подтолкнула сторонников
преобразований к созданию тайных обществ
и кружков. Организаторами этих кружков
являлись представители дворянства.
— Как
вы думаете, почему? (дворяне были
единственным наиболее образованным
сословием России.)
Таблица
заполняется на протяжении всего урока,
по мере рассказа учителя и работы
учащихся с диском «Уроки Отечественной
истории Кирилла и Мефодия. XIX
- XX
вв. » Урок №4 «Движение декабристов»
(Слайды 3 «Союз спасения» ,4 «Союз
благоденствия» ,6-8 «Северное
общество», «Южное общество»,
«Материалы для изучения дополнительного
изучения» - сравнение «Русской
правды» и «Конституции»).
Организация, годы
существования
|
Участники
|
Характер общества,
методы
|
Цели
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— Почему
общества носили тайный характер?
— Назовите
общие требования программ всех тайных
обществ будущих декабристов.
— Назовите
основные различия проектов конституций
Северного и Южного обществ.
Декабрьское
восстание
Осенью
1825г. в Таганроге внезапно умирает
Александр I,
у императора не было детей.
- Кто
должен был наследовать престол?
У Павла
I
было три сына: Константин, Николай и
Александр.
Константин
был женат морганатическим браком, и в
связи с этим не имел права наследовать
престол. Соответственно наследником
престола был Николай. Но отказ Константина
от наследования престола держался в
тайне от общества, поэтому после известия
о смерти Александра I
была принесена присяга Константину.
Была назначена Переприсяга Николаю, и
декабристы решили воспользоваться этим
моментом, не допустить переприсяги и
принудить Сенат объявить о введении
конституционного правления. Предполагалось
также занять Петропавловскую крепость
и Зимний дворец, арестовать царскую
семью.
Запись
в тетради:
14 декабря
1825г. — восстание декабристов на Сенатской
площади.
Работа
учащихся с диском «Уроки Отечественной
истории Кирилла и Мефодия. XIX
- XX
вв. Урок №4 «Движение декабристов»
(Слайд10 «Восстание на Сенатской
площади 14 декабря 1825г.»).
— Назовите
причины поражения восстания декабристов.
Планы
восставших были нарушены с самых первых
шагов, поскольку диктатор восстания —
С. П. Трубецкой — не явился на Сенатскую
площадь. Это, безусловно, внесло смятение
в ряды восставших, парализовало их
действия. Переприсяга была уже проведена
и восставшие пришли к закрытым дверям
Сената. Руководители восстания не сумели
воспользоваться первоначальной
растерянностью властей; не проявили
они активности и уже в ходе самого
восстания, ограничившись ожиданием
присоединения к ним других частей, тем
самым они дали возможность Николаю I
захватить инициативу.
29 декабря
1825г. началось восстание черниговского
полка на юге страны.
Запись
в тетради:
29
декабря 1825г. восстание Черниговского
полка
Восстание
возглавил С. И. Муравьев-Апостол. Оно
началось в тот момент, когда членам
Южного общества стало уже известно о
разгроме восстания в Петербурге, и когда
уже были арестованы руководители Южного
общества. В течение недели С. И.
Муравьев-Апостол с 970 солдатами и 8
офицерами ходил по заснеженным полям
Украины, надеясь на присоединение к
нему других воинских частей. Однако эта
надежда не оправдалась. Военному
командованию удалось изолировать
черниговский полк. Одновременно к району
восстания стягивались верные правительству
войска. В результате восстание также
было подавлено.
После
подавления восстания в Петербурге и на
Украине была образована Следственная
комиссия. Это был первый в истории
России широкий политический процесс.
Виновными были признаны 289 человек, из
них 121 был предан Верховному уголовному
суду. Работа учащихся с
диском «Уроки Отечественной истории
Кирилла и Мефодия. XIX
- XX
вв. Урок №4 «Движение декабристов»
(Слайд 11 «Суд над декабристами»).
Запись
в тетради:
П.
Пестель, С. Муравьев-Апостол. М.
Бестужев-Рюмин К. Рылеев,
П.
Каховский — были приговорены к смертной
казни четвертованием, замененной
повешением.
— Как
вы думаете, каково было значение восстания
декабристов?
Учитель
дополняет ответы учащихся:
Движение
декабристов было первым в России крупным
оппозиционным политическим выступлением
ХIХ в. Оно сумело всколыхнуть передовую
российскую общественность, направить
ее усилия на борьбу с крепостным правом
и самодержавием. Декабристские традиции
вдохновляли последующие поколения
борцов за свободу, многие из которых
видели в декабристах своих духовных
наставников, и считали себя продолжателями
их дела. Идеи декабристов оказали
значительное влияние на творчество
таких видных представителей российской
культуры, как А. С. Пушкин, А. С. грибоедов.
Среди самих декабристов были известные
писатели и поэты (К. Ф. Рылеев, Ф. Н.
Глинка), ученые и художники (Н. И. Тургенев,
Н. А. Бестужев).
Домашнее
задание: §8,9 и вопросы
2—6 в конце параграфа.
|