Цель
урока: Сформировать
представления учащихся внешней политике
России в 1813-1825гг.
Задачи:
1.
Образовательные:
Повторить
и обобщить знания, полученные при
изучении темы в курсе новой истории.
Выяснить
основные направления внешней политики
России в 1813—1825 гг.;
2.
Развивающие:
3.Воспитательные:
Формы
организации деятельности учащихся:
коллективная.
Материально-дидактическое
оснащение урока:
Используемое
оборудование:
мультимедиапроектор, доска, экран.
Программное
обеспечение: программа
для презентаций Power
Point.
Новые
термины и даты: заграничные
походы русской армии, 4—7 октября 1813г.
— «Битва народов», Венский конгресс
(сентябрь 1814—июль 1815), Священный союз
(1815).
План
урока:
I.
Проверка домашнего задания
II.
Начало заграничных походов русской
армии;
III. Пятая
антинаполеоновская коалиция. Поражение
Наполеона
IV.
Венский конгресс
V.
«Священный союз»;
VI.
Восточная политика Александра 1 в
1813—1825 гг.
VII.
Закрепление материала.
Ход
урока
1. Учащиеся
представляют подготовленные ими
презентации по теме «Отечественная
война 1812г.»: «Герои Отечественной
войны 1812г.», «Русская армия. 1812г.»
2. Игра
«О ком речь?»
Ему, погибельно
войною принужденный,
Почти весь свет
кричал: ура!
При визге бурного
ядра
Уже он был готов
— но... воин дерзновенный!
Творец смешал
неколебимый ум,
Ты побежден
московскими стенами...
Бежал!.. и скрыл
за дальними морями
Следы печальные
твоих высоких дум <...>
Зачем он так за
славою гонялся?
Для чести счастье
презирал?
С невинными
народами сражался?
И скипетром
стальным короны разбивал?
Зачем шутил
граждан спокойных кровью,
Презрел и дружбой
и любовью
И пред творцом
не трепетал?.. (о Наполеоне)
...душой готов
на подвиг ратный,
Берег войска,
не шел вперед,
А шел упрямо на
попятный.
И невзлюбил его
народ.
И недовольства
смутный ропот
Шел словно тень
за ним шаг в шаг.
Сквозь канонаду,
конский топот
Он слышал вечное:
чужак...
Упряма заблуждений
сила.
И даже Пушкина
перо
Не очень-то и
защитило,
Добром воздавши
за добро.
(о Барклае де
Толли) (Из стихотворения Натана Злотникова)
Начальник в
бурке на плечах,
В косматой шапке
кабардинской,
Горит в передовых
рядах
Особой яростью
воинской.
Сын белокаменной
Москвы,
Но рано брошенный
в тревоги,
Он жаждет сечи
и молвы,
А там что будет
вольны боги.
(о Д. Давыдове)
(Из стихотворения-автопортрета Дениса
Давыдова)
Я зрел, как ты,
впереди своих дружин,
В кругу вождей,
сопутствуем громами
Как божий гнев,
шел грозно за врагами.
(о Кутузове) (Из
стихотворения В.А. Жуковского)
Удальцов твоих
налетом
Ты — их честь,
пример и вождь
По лесам и по
болотам,
Днем и ночью
вихрь и дождь,
Сквозь огни и
дым пожара
Мчал врагов, с
твоей толпой
Вездесущ, как
божья кара,
Страх нежданного
удара
И нещадный дикий
бой!
(о Д. Давыдове)
(Из стихотворения Н.М. Языкова)
И ты стоял —
перед тобой Россия!
И вещий волхв,
в предчувствии борьбы,
Ты сам слова
промолвил роковые:
«Да сбудутся
ее судьбы!..»
И не напрасно
было заклинанье:
Судьбы откликнулись
на голос твой!..
(о Наполеоне)
(Из стихотворения Ф.И. Тютчева)
Хвала тебе, наш
бодрый вождь,
Герой под
сединами!
Как юный ратник,
вихрь, и дождь,
И сколь с
израненным челом
Пред строем он
прекрасен!
И сколь он хладен
перед врагом
И сколь врагу
ужасен!
(о Кутузове) (Из
стихотворения В.А. Жуковского)
II.
Начало заграничных походов русской
армии
С изгнанием
армии Наполеона из России война не
окончилась. Кутузов выступал против
продолжения войны, а Александр I
— за.
— Подумайте,
какие аргументы в пользу своей точке
зрения могли выдвигать полководец и
император?
КУТУЗОВ
|
АЛЕКСАНДР I
|
Нет смысла в том, чтобы кровью
русских солдат освобождать Европу.
Русская армия понесла большие потери
в Отечественной войне, она истощена.
Поэтому в новой войне она столкнётся
с огромными трудностями.
|
Если дать Наполеону передышку,
то Европа по-прежнему останется в его
власти и сохранится угроза русской
армии на Немане. При продолжении войны
можно рассчитывать на поддержку
Пруссии.
|
13 января
1813г. русская армия перешла Неман и
вступила на территорию Герцогства
Варшавского. Начались
Запись
на доске и в тетради:
1813—1815
— Заграничные походы русской армии.
— В чем
состояла цель заграничных походов
русской армии?
28 апреля
в г. Бунцлау умер М. И. Кутузов. Умер от
старости с осознанием достойно
выполненного долга перед родиной и
российским народом
В короткое
время Наполеон сумел собрать новую
почти миллионную армию. Первые столкновения
русско-прусских войск с войсками
Наполеона были неудачны для союзников:
в апреле 1813г. они потерпели подряд два
поражения: при Лютцене, а затем при
Бауцене, вследствие чего им пришлось
пойти на перемирие с Наполеоном.
Ш.
Создание пятой антинаполеоновской
коалиции. Поражение Наполеона
Беседа
с учащимися
— Что
такое коалиция?
— Какие
страны входили в наполеоновскую коалицию
осенью 1813г.?— Покажите на карте г.
Лейпциг. Почему состоявшееся около него
сражение назвали «битвой народов»?
Каковы были результаты сражения?
Запись
в тетрадях:
4—7
октября 1813г. — «битва народов»
под Лейпцигом.
Договориться
не удалось и война продолжалась Наполеон
проявлял чудеса полководческого
искусства, сражаясь с численно преходящим
противником однако не смог устоять.
18(30) марта 1814г. капитулировал Париж,
союзные армии во главе с Александром 1
вошли в город. Наполеон вынужден был
сдаться.
— Вспомните,
какова была судьба Наполеона.
IV.
Венский конгресс
— Вспомните,
что такое Венский конгресс? Когда и с
какой целью он собрался?
— Каков
был состав участников, какие решения
были приняты?
Запись
в тетрадях и на доске: Венский
конгресс (сентябрь 1814 — июль 1815).
Большинство европейских государств
(кроме Турции). Главная роль — у России,
Англии, Австрии, Пруссии. Франция
принимала участие наравне с другими
странами.
Англия,
Австрии и Франция, обеспокоенные
усилением России возражали против этих
требований. Россия пыталась заручиться
в данном вопросе поддержкой Пруссии,
обещая в свою очередь переход в ее состав
Саксонии, контролируемой в тот момент
русскими войсками. Пруссия согласилась
поддержать Россию.
— Вспомните,
какое событие заставило на время
участников конгресса забыть про
разногласия и объединить усилия?
За
несколько дней до Ватерлоо в Вене был
подписан Заключительный акт Веского
конгресса. По его условиям Александру
I
не удалось получить все польские земли.
Однако к России перешла большая часть
Герцогства Варшавского, получившая
наименование Царства. Особое значение
Венского конгресса состоит в том, что
он позволил в течение почти 40 лет
сохранить мир в Европе.
V.
«Священный союз»
Запись
в тетради: Заключительный
акт Венского конгресса. Большая часть
герцогства Варшавского перешла к России.
Для
выполнения решений, принятых на Венском
конгрессе возникла мысль о создании
союза европейских держав, который бы
регулировал отношения между государствами
с правовых и религиозно-нравственных
позиций.
Запись
в тетради: 1815г.
— Россия, Австрия, Пруссия заключили
Священный союз
Вскоре
к союзу присоединились все государства
Европы за исключением Англии, Османской
империи и Папской области. Задача
Священного союза: христианские монархи
должны оказывать друг другу помощь;
борьба с революционным движением;
совместное решение спорных вопросов.
Периодически происходили конгрессы
Священного Союза. Последний состоялся
1822г.
Итоги
деятельности «Священного союза»:
не удалось полностью восстановить
феодальные порядки в Европе; окончательно
подавить революционное движение
страны-союзницы не смогли.
VI.
Восточная политика Александра 1 в
1813—1825 гг.
Беседа
с учащимися.
— Как
вы понимаете такой исторический термин
как «восточный вопрос»?
— В чем
заключался «восточный вопрос»
для России?
- Какие
отношения были у России с Турцией?
После
Отечественной войны 1812г. действия России
в восточном вопросе были связаны с
поддержкой борьбы балканских народов
за независимость. В марте 1821г. вспыхнуло
греческое восстание.
— Учитывая
договоренности, лежащие в основе
Священного союза, предположите как
должен был отреагировать Александр I
на греческое восстание?
Действительно,
первая реакция Александра I
была негативной, но Российское
правительство пыталось добиться
урегулирования греческого вопроса
путем коллективной акции всех держав
Священного Союза. Однако западноевропейские
державы не поддержали Россию, не желая
ее усиления на Балканах. В итоге Александр
1 в конце своего царствования принял
решение самостоятельно действовать в
греческом вопросе. Началась концентрация
русских войск на границе с Турцией.
— Сделайте
вывод о том, как менялась политика России
в восточном вопросе во второй половине
царствования Александра.
VII.
Закрепление материала. Беседа с учащимися
— Назовите
направления внешней политики России в
1813—1825 гг.
- Каковы
были достижения и промахи внешней
политики России в это время?
Домашнее
задание: ДК-2001, с.32-34;
ДК-2003, §5 и вопросы 2-5 к
параграфу.
|