Пятница, 19.04.2024, 11:24

logo

Главная
  RSS
ВЫ ЗАШЛИ НА САЙТ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ СОШ С. САВРУХА М.Р. ПОХВИСТНЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.  РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС! 
Меню сайта
Акция
СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции
Опрос
Актуальное
Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области

Сайт Результаты антивирусного сканирования
Праздники России
-->Праздники России
Кнопка сайта
Понравился сайт? Установите мой баннер на своём сайте.
Сайт учителя истории Четыркиной В. Е.

 Каталог файлов
Главная » Файлы » Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков

Урок №4
[ Скачать с сервера (3.29 Mb) ] 18.03.2011, 15:04

Цель урока: Сформировать представления учащихся об Отечественной войне 1812г.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы в курсе новой истории.

  • Проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.

2. Развивающие:

  • Развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения.

  • Умение анализировать информацию, делать выводы, работать с исторической картой.

3.Воспитательные:

  • Воспитание патриотизма на примере героизма русского народа в Отечественной войне 1812г.

  • Создать условия для развития навыков совместной деятельности.

Формы организации деятельности учащихся: Урок-игра

Материально-дидактическое оснащение урока:

Используемое оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, доска, экран.

Программное обеспечение: программа для презентаций Power Point, программа создания тестов testcvr (Microsoft Office в школе), Excel. (презентацию и тесты можно скачать с сервера)

Ожидаемые результаты: знать даты, связанные с событиями Отечественной войны, имена полководцев и героев войны, архитектурные памятники, посвящённые войне. Называть и показывать на исторической карте места военных действий, сражений. Выполнить тест в программе тестирования testcvr (Microsoft Office в школе)


С наполеоновскими войнами учащиеся знакомятся в курсе новой истории, поэтому материал ученикам частично знаком. Предварительное задание даётся накануне урока – прочитать материал параграфа 4. Класс делится на 2 «армии»- «русские» и «французы». Между двумя «армиями» происходят сражения. «Армии» проходят по маршруту «Командование, армии» (викторина) – «Сражения» (работа с картой) – «Итоги» (компьютерное тестирование).

Содержание урока:

1. Постановка проблемного вопроса: К 1812г. Наполеон завоевал и подчинил всю Европу. Франция обладала передовой армией, которая насчитывала почти 2 млн. человек. Но завоевать Россию он не смог, хотя и взял Москву.

2. Викторина

Презентация в Power Point. На слайде сначала появляется вопрос, ученики отвечают и проверяют правильность своего ответа. Кто будет отвечать «русские» или «французы», показывают знаки в верхних углах слайда.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы викторины:

  1. Кто был верховным главнокомандующим русской армией в начале XIX в.?

  2. Кто возглавил русскую армию в начале Отечественной войны?

  3. Кого назначил главнокомандующим Александр I?

  4. Кто возглавил французскую армию?

  5. Кого из маршалов Наполеона вы знаете?

  6. Из каких родов войск состояла русская армия?

  7. Из каких родов войск состояла французская армия?

  8. Соотношение сил

  9. За счёт чего увеличилось русское войско?

  10. Назовите женщин-героев Отечественной войны.

3. Память о войне 1812г. (показ иллюстраций архитектурных памятников)

Русский народ сохранил память об Отечественной войне 1812г. в искусстве.

-Назовите произведение об Отечественной войне 1812г., которое вы изучили на уроке литературы? (Бородино).

События 1812г. описаны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин описывает пожар Москвы и другие произведения. Созданы художественные фильмы «Война и мир», «Гусарская баллада».

Отечественная война 1812г. – героическая страница истории русского народа. Ещё в XVIII веке Державин сказал: «Слава тех не умирает, кто за Отечество умрёт!». Участник и герой войны 1812г. Кульнев сказал: «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве». И они правы. Прошло много лет, в 2007г. отмечается 195 лет Бородинской битве, событиям Отечественной войны 1812г., сменилось много поколений, но народ не забывает своих героев, чтит память и сохраняет эту память навека. Память русского народа об этих событиях нашла отражение в архитектурных памятниках. Это памятники ратным подвигам сынов России. Самые известные: Триумфальная арка в Москве, музей-панорама «Бородинская битва», Кутузовская изба в Филях, памятник М.И.Кутузову, храм Христа Спасителя и многие другие.

В середине 1814г. к торжественной встрече возвратившихся из Западной Европы после победы над Наполеоном 1 русских войск у Тверской заставы (в конце нынешней 1-й Тверской - Ямской улицы) была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и через 12 лет, в 1826г., было решено заменить деревянную Триумфальную арку каменной.

Составление проекта поручили архитектору Осипу Ивановичу Бове. Помощниками Бове были талантливые скульпторы Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора.

Торжественная закладка арки состоялось 17 августа 1829г. В основании будущего памятника была доска с надписью:

«Сии триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков». Постройка Триумфальных ворот — первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812г.,— растянулась на 5 лет из-за недостатка денежных средств. Только 20 сентября 1834г. состоялось открытие этого своеобразного памятника.

У Тверской заставы ансамбль Триумфальных ворот простоял 102 года. В 1936г. площадь Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали (бывшей улицы Горького — Ленинградского проспекта — Ленинградского шоссе).

Триумфальная арка была разобрана, богатое скульптурное убранство арки 38 лет хранилось в филиале Музея архитектуры имени А.В.Щусева (на территории донского монастыря).

В 1966г. было принято решение о восстановлении Триумфальной арки на новом месте.

В нескольких минутах ходьбы от Триумфальной арки к центру города расположено здание необычной архитектуры из стекла, металла и камня. Оно было создано менее чем за 19 месяцев по проекту архитекторов А.Р.Корабельникова, А.А.Нузьмина, С.И.Нучанова и инженера- конструктора Ю.Е.Аврутина.

Здание музея, расположенное на Кутузовском проспекте в доме №38, было сооружено для экспонирования уникального произведения русского изобразительного искусства — панорамы «Бородинская битва», созданной выдающимся художником-баталистом Францем Алексеевичем Рубо. С 1912 по 1918г. панорама демонстрировалась в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах. В связи с началом Гражданской войны демонстрация панорамы была прекращена, а деревянное, быстро ветшавшее здание вскоре снесли. Предметный план панорамы при этом пропал, а огромное полотно размером 115м по окружности и высотой 15м было навернуто на 16-метровый вал и находилось в таком состоянии не один десяток лет. В 1949г. началось восстановление полотна. Группу реставраторов возглавили П.Д.Корин и И.В.Евстигнеев. Спустя 50 лет единственный в своем роде живописный памятник был полностью восстановлен. Музей-панорама «Бородинская битва» открылся 18 октября 1962г., в дни празднования I60летия Отечественной войны 1812г.

В мае 1912г. Кружок ревнителей памяти Отечественной войны возбудил ходатайство об образовании комитета для сбора пожертвований на памятник Кутузову в Москве. К 1 января 1916г. сумма поступивших на сооружение памятника средств составила 50 653 рубля 77 копеек. Этих средств оказалось недостаточно, чтобы соорудить памятник. Начавшиеся вскоре революция и Гражданская война надолго отодвинули вопрос о создании памятника Кутузову в столице. После открытия 18 октября 1962г. на Кутузовском проспекте музея-панорамы «Бородинская битва» было решено установить памятник Кутузову возле него. 6 июля 1973г., через 160 лет со времени кончины Кутузова, перед зданием музея-панорамы памятник был открыт. Вместе с Н.В.Томским в его создании участвовали архитектор Л.Г.Голубовский, скульпторы А.А.Мурзин, Б.В.Едунов, А.И.Бельдюшкин и А.Н.Томский. Их имена выбиты на плите. Кутузов изображен сидящим на коне. Вокруг прямоугольного постамента размещена многофигурная композиция, символически раскрывающая героизм русского войска, патриотический подьём народа в Отечественной войне 1812г. Здесь мы видим боевых соратников фельдмаршала. Это генералы П.И.Багратион, А.П.Ермолов, М.И.Платов, К.Н.Раевский, партизан и поэт Д.В.Давыдов, идущие с ними в бой солдаты с развернутыми знаменами, ополченцы, партизаны.

Идея создания в Москве храма в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812г. впервые была обнародована 25 декабря 1812г. в Вильне в особом манифесте императора Александра «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились. Мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа... да благословит Всевышний начинание Наше. Да совершится оно. Да простоит сей храм многие века и да курится в нем пред святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием в дела их предков». Был объявлен творческий конкурс на лучший проект. В его разработке приняли участие самые знаменитые архитекторы того времени: А.Воронихин, Д.Кваренги, В.Стасов, О.Бове и многие другие. 10 апреля 1832г. император Николай I утвердил новый проект храма, составленный архитектором Константином Андреевичем Тоном, лично избрал место для сооружения у Пречистенских ворот, на месте древнего Алексеевского монастыря. В 1831г. К.А.Тон выполнил проект храма-памятника в «русско-византийском стиле. 10 сентября 1839г. состоялась торжественная закладка сооружения. Храм Христа Спасителя строился почти 40 лет. Работа над скульптурами продолжалась 17 лет (скульпторы А.В.Логановский, П.К.Клодт, Н.А.Ромазанов и другие), над живописным убранством храма —23 года (художники А.Г.Марков, Ф.А.Бруни, В.И.Суриков, Г.И.Семирадский, К.Е.Маковский и другие). Композиционным открытием Тона стало создание вокруг храмового пространства круговой галереи, где был открыт первый музей Отечественной войны 1812г. В ее стены заделали мраморные доски с текстами рескриптов и манифестов императора Александра I, с описанием сражений, с перечислением отличившихся командующих и полков, с именами убитых и награжденных. 26 мая 1883г. храм был освящен; пятиглавый собор стал крупнейшим церковным сооружением Москвы (высота до креста центральной главы 102м; площадь 6805кв. м; диаметр главного купола — 29,87м; площадь росписей — более 22 тысяч кв. м). Он мог вместить 10 тысяч человек. Храм был взорван 5 декабря 1931г, а на его месте началось возведение колоссального здания дворца советов. 31 мая 1994г. правительство Москвы приняло решение о воссоздании храма в прежних архитектурных формах (за исключением видоизмененного стилобата); закладка состоялась 8 января 1995г. А до этого, в конце 1980-х гг., возникло общественное движение за восстановление храма, было собрано более 80 тысяч подписей в поддержку воссоздания святыни. 7 января 1995г. патриарх Алексий II совершил торжественную церемонию закладки первого камня. Главным архитектором был назначен академик Михаил Посохин, художественное убранство воссоздавали лучшие художники, скульпторы и реставраторы со всей России. Храм был полностью воссоздан всего за 4,5 года и освящен 31 декабря 1999г, чтобы в первый день Нового года распахнуть свои врата для верующих.

4. Работа с картой.

Вопросы и задания:

  1. «Русские» и «французы» показывают на карте сражения, которые они выиграли (карты в слайдовой презентации).

  2. Схема Бородинской битвы (отвечают «французы»).

- Какое сражение изображено?

- Когда произошло сражение?

- Кто одержал победу в сражении?

3. Рассмотри внимательно карту и назови места наиболее крупных сражений армии Наполеона.

4. Покажите на карте территорию, отошедшую по решению Венского конгресса (отвечают «русские»).

5. Компьютерное тестирование.

Отечественная война. 1 вариант

Вопрос №1: Укажите причину обострения русско-французских отношений, приведших к войне 1812г.

1. стремление Наполеона захватить святые места Иерусалима и Палестины;

2. личная неприязнь Александра к Наполеону;

3. Стремление Наполеона к европейскому и мировому господству; разрыв Францией в 1811г. союз с Россией;

4. желание России реставрации Бурбонов.

Вопрос №2: Главной военно-политической задачей Наполеона в 1812г. было:

1. захватить С.-Петербург и колонизировать Россию;

2. разгромить русскую армию и дойти до Москвы;

3. отторгнуть от России западные территории

4. разгромить русские армии в приграничных сражениях и навязать России выгодный для Франции мир.

Вопрос №3: Из приведенных ниже названий укажите то, которое не связано с событиями войны 1812г.:

1. р.Березина 2. Тильзит; 3. Смоленск; 4. Малоярославец.

Вопрос №4: После смещения М.Б. Барклая-де-Толли главнокомандующим русской армией был назначен М.И.Кутузов. Это произошло:

1. по единодушному требованию войск вопреки воле Александра I;

2. по настоянию Александра I;

3. по просьбе самого полководца;

4. по просьбе Англии.

Вопрос №5: Отметьте кому принадлежат слова: "С потерей Москвы не потеряна еще Россия....":

1. Александру I; 2. М.И. Кутузову; 3. А.П. Ермолову; 4. Д.В. Давыдову.

Вопрос №6: Наполеон, вступив в Москву в 1812г., сразу:

1. попытался заключить с Александром I перемирие;

2. стал готовиться к зимней кампании;

3. стал готовиться к отступлению;

4. поджег Москву.

Вопрос №7: Из приводимых ниже участников войны 1812г. с партизанским движением был связан:

1. А.П. Ермолов; 2. П.И.Багратион; 3. Н.Н. Раевский; 4. Д.В.Давыдов.

Вопрос №8: Присоединение к России части герцогства Варшавского - Царства Польского - произошло:

1. в 1815г.; 2. в 1831г.; 3. в 1848г.; 4. в 1864г.;

Вопрос №9: Какой конгресс закрепил итоги победы союзников над наполеоновской Францией?

1. Венский конгресс; 2. Парижский конгресс; 3. Берлинский конгресс.

Вопрос №10: Укажите название храма, построенного в Москве в память о победе в войне 1812г.:

1. Храм Василия Блаженного; 2. храм Христа Спасителя;

3. храм Ивана Воина; 4. храм Михаила Архангела.

Отечественная война 1812г. Вариант 2

Вопрос №1: Главнокомандующим Первой русской армии в июне 1812г. был:

1. М.Б. Барклай-де-Толли; 2. М.И. Кутузов;

3. П.И. Багратион; 4. П.В.Чичагов.

Вопрос №2: Главной задачей командующих русской армией в 1812г. было:

1. уничтожить французов в приграничных территориях, воспользовавшись значительным численным преимуществом;

2. сохранить войска, вынуждая Наполеона идти вглубь России;

3. навязать французам генеральное сражение;

4. разгромить французские армии поодиночке.

Вопрос №3: Отступление русских войск в начале войны 1812г. было вызвано:

1. внезапностью нападения наполеоновской армии на Россию;

2. превосходство сил Наполеона;

3. неумелое руководство Александра I;

4. неподготовленностью России к войне.

Вопрос №4: Укажите дату Бородинского сражения:

1. 26 августа 1812г. 2. 13 октября 1812г. 3. 8 декабря 1812г.

4. 8 ноября 1812г.

Вопрос №5: После этих сражений наполеоновской армии пришлось отступать из Москвы по старой Смоленской дороге:

1. под Красным и Смоленском; 2. под Смоленском и Бородином;

3. под Тарутином и Малоярославцем; 4. под Волоколамском и Малоярославцем

Вопрос №6: 1 сентября 1812г. в деревне Фили под Москвой М.И. Кутузов проводил военный совет. Какой вопрос решался на нем?

1. оставить Москву без боя или сражаться за неё до последней капли крови;

2. кто должен возглавить русскую армию;

3. как пополнить продовольственные запасы.

Вопрос №7: Главная цель решения М.И.Кутузова оставить без боя Москву была:

1. сохранить русскую армию; 2. спасти Петербург;

3. навязать Наполеону зимнюю кампанию; 4. вызвать всенародный гнев к Наполеону.

Вопрос №8: Герасим Курин, Архип Семенов, Александр Фигнер были:

1. партизанами в 1812г.; 2. поэтами; 3. гусарами; 4. крепостными крестьянами.

Вопрос №9: Трехдневная "Битва народов" в 1813г., в которой были полностью разбиты войска Наполеона, произошла:

1. под Берлином; 2. под Аустерлицем; 3. под Лейпцигом; 4. под Ватерлоо.

Вопрос №10: После окончания войны с Наполеоном к России отошла(о):

1. Вестфалия; 2. Сардинское королевство;

3. большая часть герцогства Варшавского; 4. Силезия.

Учащиеся, быстро справившиеся с тестам, выполняют викторину в Power Point «Отечественная война 1812г.», на компьютере. (По выбору учащихся).

6. Итог урока.

Почему Наполеон, подчинив всю Европу, не смог завоевать Россию?

Подведение итогов урока-игры («сражения» «русских» и «французов»). Характеристика активности учащихся во время урока.






Категория: Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков | Добавил: история
Просмотров: 4888 | Загрузок: 649 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт учителя истории
Минута час бережёт
Категории раздела
Мои файлы [7]
Электронные тесты [7]
Календарно-тематическое планирование [7]
Развёрнутое календарно-тематическое планирование для 5-9 классов
Тесты по истории в Word [8]
Продукты проектной деятельности [3]
Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков [8]
Методическая копилка [45]
Разработки уроков,презентации, задания.
Работы учащихся с использованием ИКТ [6]
Готовимся к переводному экзамену. 7 класс [43]
Тесты и задания в Power Point [31]
Задания для интерактивной доской SMART Board в программе Notebook 6 класс [70]
Кроссворды в Excel [14]
Тренировочные тесты к урокам истории [30]
Новости
Переводчик
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Друзья сайта
  • Северо-Восточное управление министерства и образования и науки Самарской области
  • Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
  • Сетевое сообщество учителей
  • Ресурсы Интернет. История и обществознание.
  • СИПКРО
  • Компьютер на уроках истории
  • Сетевые образовательные сообщества "Открытый класс"
  • Страницы истории
  • Официальная Россия
  • ФЦИОР
  • Схемы по истории
  • Статистика
    Прогноз погоды
    Погода в России
    Поиск


    Сайт учителя истории Четыркиной В.Е.