Цель
урока: сформировать
представление учащихся о внешней
политики Александра I
в 1801-1812г.
Задачи:
1.
Образовательные:
2.
Развивающие:
Учить
анализировать информацию, выделять
главное, сравнивать.
Развивать
умение использования информационных
технологий в процессе обучения.
Развивать
навыки работы с картой.
Формы
организации деятельности учащихся:
индивидуальная, коллективная.
Материально-дидактическое
оснащение урока:
Используемое
оборудование: Урок №2
компакт-диска «Уроки Отечественной
истории Кирилла и Мефодия.XIX-XX
вв.», персональные
компьютеры, мультимедиапроектор,
доска-экран.
Программное
обеспечение: программа
для презентаций «Power
Point»,
программа test
Использование Microsoft
Office
в школе.
Демонстрационный
материал: задание «Озвучь
диафильм» (Презентация Power
Point).
Раздаточный
материал: тест (программа
test
Использование Microsoft
Office
в школе).
Новые
понятия и даты: коалиция,
континентальная блокада, восточный
вопрос, Тильзитский мирный договор
1807г., Фридрихсгамский мирный договор
1809г., Бухарестский мирный договор 1812г.
План
урока:
1. Проверка
домашнего задания (тестирование)
2.Внешняя
политика Александра I
в 1801-1812гг.
3.
Закрепление материала.
Ход
урока.
1.
Проверка домашнего задания (тестирование
в программе test).
Внутренняя
политика Александра I в 1801-1812гг.
Вопрос
№1: Укажите годы правления
Александра I:
1.
1767-1825гг. 2. 1801-1825гг. 3. 1801-1815гг. 4. 1798-1825гг.
Вопрос
№2: Автором проекта реформ
по преобразованию государственного
аппарата в 1810-1811гг. был:
1.
П.А.Строганов 2. Н.Н.Новосильцев 3.
М.М.Сперанский 4. А.А.Аракчеев
Вопрос
№3: В своём проекте реформ
М.М.Сперанский предлагал:
1.
освободить крестьян с землёй
2.
освободить крестьян без земли
3. дать
право крестьянам уходить от помещиков
(без земли)
4.
предоставить крестьянам право приобретать
имущество в собственность
Вопрос
№4: Укажите автора и главного
вдохновителя политических реформ при
Александре I:
1.
Ф.С.Лагарп 2. Н.М.Карамзин 3. М.М.Сперанский
4. А.А.Аракчеев
Вопрос
№5: Указ о "вольных
хлебопашцах", по которому помещики
получали право отпускать крестьян на
волю за выкуп, утвердил:
1. Павел
I 2. Александр I 3. Николай I 4.
Александр II
Вопрос
№6: М.М.Сперанский в своём
проекте реформ предлагал:
1. ввести
монархию, ограниченную парламентом
2. ввести
аристократическую (дворянскую) республику
3. сохранить
самодержавие с небольшими уступками
аристократии
4. ввести
демократическую республику
Вопрос
№7: Орган власти, задуманный
М.М.Сперанским и не созданный в XIX веке:
1.
Государственная дума 2. Государственное
собрание
3.
Государственный совет 4. Совет
министров
Вопрос
№8: Причины, побудившие
Александра I отправить в ссылку
М.М.Сперанского:
1.
необходимость сохранить поддержку
царской власти дворянством, недовольство
проектами М.М.Сперанского
2. личная
неприязнь императора к реформатору
3. провал
реформ М.М.Сперанского
4.
требования аристократии
Вопрос
№9: Отметьте, какие функции
получил Государственный совет, созданный
в 1810г:
1.
законодательные 2. законосовещательные
3.
исполнительные 4. судебные
Вопрос
№10: В "Негласный комитет"
входили (отметь лишнее):
1.
В.П.Кочубей 2. П.А.Строганов 3.
Н.Н.Новосильцев 4.М.М.Сперанский
Примечание:
компьютерное тестирование выполняет
1 учащийся за компьютером, остальные
работают устно.
Карточка
№1. ТЕМА: Начало
царствования Александра I
Внутренняя
политика
1. Какие
взгляды выражал Александр I
в начале своего правления?
2. Кто
входил в Негласный комитет? Какие перед
комитетом ставились задачи?
Карточка
№2. ТЕМА: Начало
царствования Александра I
Внутренняя
политика
1. Когда
М.М. Сперанский составил проект
государственных преобразований? В чем
его сущность? Что из этого проекта
реально было воплощено в жизнь?
2. Почему
Сперанский был отправлен в отставку?
2. Тема и цели
урока
3.Проблемный
вопрос
Россия
и Франция не имеют общих границ и спорных
территорий. До конца XVIII
века русские войска никогда не вступали
с французами в серьёзные схватки.
С
конца XVIII
века и до 1815г. Россия пять (!) раз воевала
с Францией (если считать Отечественную
войну и Заграничные походы русских
войск отдельными войнами), и четыре
войны пришлись на время правления
Александра I.
Учебная
задача: почему в
начальный период царствования АлександраI
главным противником России была Франция?
4.
Внешняя политика Александра в 1801—1812
гг.:
-
Словарная работа «внешняя
политика», «континентальная
блокада», «коалиция».
- Шведский
посол писал, что «в политике Александр
I
тонок, как кончик булавки, остер, как
бритва, и фальшив, как пена морская».
Наполеон говорил, что российский
император «обладает умом, изяществом,
образованием; он обольстителен, но ему
нельзя доверять, он не искренен, это
византиец ... тонкий, противоречивый,
хитрый...»
Учащиеся получают задание (Урок
№2 компакт-диска «Уроки Отечественной
истории Кирилла и Мефодия.XIX-XXвв.»).
1. просмотреть анимацию «Внешняя
политика»
2. записать в тетрадь основные
направления внешней политики и войны,
которые вела Россия в 1801-1812гг.
3. записать имена командующих
русскими армиями.
5.
Закрепление материала:
Ответ
на проблемный вопрос, данный в начале
урока.
Озвучь
диафильм (слайды презентации – карты,
основные события внешней политики):
Вывод:
Неудачи
|
Успехи
|
поражение
под Аустерлицем, Фридландом;
Тильзитский мир с Францией
нанёс большой ущерб российской
экономике.
|
-победа
в войне со Швецией;
-присоединение
Финляндии;
-Присоединение
Бессарабии в войне с Османской империей;
-Тильзитский мирный договор
несколько отсрочил войну с Францией,
таким образом, Россия избежала войны
на два фронта.
|
6. Домашнее
задание: ДК-2001, с.32-34;
ДК-2003, §5 и
вопросы 2-5 к параграфу.
|