Современные
условия жизни требуют развитие новых
качеств у человека: таких как умение
быстро ориентироваться в ситуации,
оперативно решать проблемы, умение
вести диалог. Современный человек четко
должен осознавать своё место в мире.
Если он хочет быть успешным, то должен
выбрать себе такую профессию, которая
поможет раскрыть его способности и
умения. Элективные курсы помогают
разобраться в многообразии видов
профессиональной деятельности, создают
условия для утверждения ученика в
правильности выбора, являются важнейшим
средством индивидуализации обучения.
Они открывают возможность для определения
индивидуальной образовательной
траектории, помогают применить на себя
различные роли: исследователя, аналитика,
эксперта, освоить навыки коммуникативного
общения.
Я предлагаю
элективный курс для углубления отдельных
разделов основного курса, входящих в
обязательную программу по истории. Он
позволит привести изучение истории в
соответствии с интересами и профессиональными
намерениями в отношении продолжения
своего образования. Проведя анализ
профессий, которые предлагают учебные
заведения области, я пришла к выводу,
что в Самарской области много учебных
заведений предлагающих специальности,
связанные с культурой и искусством.
данный элективный курс поможет в выборе
таких специальностей, как историк,
искусствовед, экскурсовод, культуролог,
дизайнер и др.
Элективный
курс предназначен для учащихся 10 класса
общеобразовательных школ, проявляющих
интерес к истории русской культуры.
Курс строится
на материале истории России, поможет
восполнить пробелы предыдущей подготовки
ученика, даёт возможность ученику
проявить себя. Предмет истории культуры
имеет своё содержание и специфику в
ряду исторических дисциплин. История
культуры предполагает, прежде всего,
комплексное изучение различных её сфер
— истории науки и техники, быта,
просвещения и общественной мысли,
фольклористики и литературоведения,
истории искусства и т.д. По отношению к
ним история культуры выступает как
обобщающая дисциплина, рассматривающая
культуру целостной системой и
взаимодействии всех её областей.
Исследования культуры по отдельным
отраслям являются важнейшим материалом
изучения историко-культурного процесса
в целом. При рассмотрении научно-технической,
нравственно-идейной, художественной
сферы деятельности человека для историка
важно выявить и показать социальные
аспекты истории культуры, роль народа,
деятельность интеллигенции в этом
процессе.
Важное место в
содержании курса отводится знакомству
с известными деятелями науки, выдающимися
изобретателями, писателями, поэтами,
художниками, чьи имена вошли в историческую
память человечества.
Основная
цель курса «История культуры»
состоит в помощи старшеклассникам:
• Повышение
интереса к гуманитарному образованию
• Формирование
навыков работы со справочной литературой
• Развитие
навыков исследовательской работы
• Реализация
интереса к предмету
• Расширение
кругозора учащихся.
Задачи курса:
• вооружить
учащихся интеллектуальным инструментарием,
необходимым для самостоятельной учебной
и исследовательской деятельности;
• формировать
умения и навыки, связанные с культурой
устной и письменной речи; умения и навыки
работы с различными источниками
исторической информации; специальные
исследовательские умения;
• создать
условия для развития навыков совместной
деятельности, для творческой самореализации
личности;
• пробудить у
учащихся чувство любви и интереса к
отечественной культуре.
Планируемые
результаты обучения:
Знания:
•
конкретно-исторические сведения,
касающиеся различных аспектов развития
культуры; • историко-биографическая
информация, касающаяся выдающихся
деятелей культуры;
• вклад России
в мировую культуру.
Умения:
• искать и
отбирать необходимую информацию на
сайтах в сети Интер- нет, самостоятельно
работать с текстом, анализировать
документ;
• умение
построить план ответа, изложить факты
в повествовательной и письменной форме,
анализировать обобщать, обсуждать и
объяснять, критически оценивать события
культурной жизни России.
Навыки:
• устной и
письменной презентации материала.
Программа
рассчитана на 34ч., включает 2 раздела,
где в хронологическом порядке представлено
развитие культуры с IХ-ХIХ вв.: «Средневековая
культура (IХ-ХVII
вв.)», «Культура нового времени
(ХVIII-ХIX
вв.)».
Объём различных
форм учебной работы
Всего занятий
34 ч.
В том числе:
Лекции 12ч.
Практические
занятия 22 ч.
С учётом
того, что данный курс является элективным,
т.е. выбирается учащимися инициативно,
по их желанию и с учётом направленности
познавательных интересов, целесообразно
при оценке результата использовать
нетрадиционную систему оценивания —
портфолио - оценку или портфель достижений
учащегося.
При работе
рекомендуется широко использовать
возможности сети Интернет. Современные
информационные технологии позволяют
привлечь максимальное количество
материала, оптимизируют поиск информации,
делает процесс обучения более
привлекательным.
Анализ
результатов диагностики, проведенный
после освоения программы, позволяет
сделать вывод о высоком уровне возможности
данного курса в профессиональном
ориентировании старшеклассников. Так,
профессия журналиста, культуролога,
дизайнера, искусствоведа интересна
14.3% учащихся.
|