Четверг, 28.03.2024, 23:08

logo

Главная
  RSS
ВЫ ЗАШЛИ НА САЙТ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ СОШ С. САВРУХА М.Р. ПОХВИСТНЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.  РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС! 
Меню сайта
Акция
СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции
Опрос
Актуальное
Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области

Сайт Результаты антивирусного сканирования
Праздники России
-->Праздники России
Кнопка сайта
Понравился сайт? Установите мой баннер на своём сайте.
Сайт учителя истории Четыркиной В. Е.

 Каталог файлов
Главная » Файлы » Продукты проектной деятельности

Рекомендации учителю по использованию ИКТ на уроках.
18.03.2011, 13:41
  Конструирование урока с использованием информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий:
 · принцип системности
· принципа развития (в проектируемый урок должна закладываться возможность постоянного расширения и обновления его системы задач (развивающих, обучающих, воспитательных) и средств их достижения).
· принципа информативности (использования компьютера в качестве источника, адаптивности к индивидуальным возможностям обучаемого и др.).
· генерализации информации (уплотнения и обобщения информации).
 · принцип индивидуализации (индивидуализация деятельности учащихся в процессе обучения).
 · сознательности и активности учащихся.
 
Исходя из перечисленных выше основных принципов проектирования урока с использованием информационных технологий и ресурсов сети Интернет, можно выделить следующие этапы его конструирования.
 
1. Концептуальный.
На данном этапе с позиций макроанализа определяются дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов:
· формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний;
 · формирование умений;
· контроль усвоения и т.п.
Аргументируется необходимость использования средств НИТ или ресурсов Интернет в образовательном процессе.
К основным причинам можно отнести:
· дефицит источников учебного материала;
 · возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
 · визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
· формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности
 · необходимость работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью их исследования в интерактивном режиме;
· создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, игровые и состязательные формы обучения и т.п.);
· необходимость объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.
 
В соответствии с указанными аргументами выбирается и методическое назначение необходимых образовательных электронных ресурсов:
· обучающие;
· информационно-поисковые;
· имитационные;
· демонстрационные;
· моделирующие;
· тренажеры;
· контролирующие;
· тренажеры;
· учебно-игровые и т.п.
 
2. Технологический.
  На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов.
  Выбирается форма урока: урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект и т.п.
   Проводится микроанализ и выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель — учащийся — ОЭР — учебный материал), их функциональные взаимосвязи на каждом из этапов урока.
   На данном этапе педагог проводит более детальный анализ (может быть, доработку или модернизацию) электронных ресурсов (ресурса) с позиций принципа генерализации информации, изучает сопроводительную инструкторско-методическую документацию, прогнозирует эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.
  Проиллюстрируем технологию выбора технических средств на примере конкретного урока.
  Предположим, что выбран урок-презентация с обилием представленных в мультимедийной форме уникальных информационных материалов, сопровождающих рассказ учителя (и не предполагающих самостоятельную работу учащихся). В этом случае целесообразней всего воспользоваться одним мультимедийным компьютером и проектором в лекционной аудитории.
 
Для грамотного построения мультимедийной презентации, я опираюсь на следующий алгоритм работы:
1) определить цель и задачи применения презентации на уроке (например, структурирование сложного теоретического материала, группировка большого объёма фактического материала, выстраивание визуального ряда в рамках урока по истории культуры, организация итогового повторения или самостоятельной работы учащихся и т.д.);
2) определить жанр презентации (презентация через схемы, через визуальные ряды, презентация-игра и т.п.);
3) подбор и преобразование материала в зависимости от целей и задач применения на уроке (выстраивание схем, подбор пиктограмм и символов, карт (в том числе и интерактивных), репродукций, музыки и др.);
4) разработка структуры занятия, группировка материала через слайды в соответствии с ходом и задачами урока, возрастом учащихся;
5) настройка презентации и её апробация.
В зависимости от целей применения презентации на уроке возможно использование движущихся элементов (акцентирование внимания учащихся), неполных схем и перепутанных связей в них (организация самостоятельной работы учащихся), использование фрагментов фильмов и музыки и т.д.
Операциональный.
На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации с одной стороны, выбор способов взаимодействия обучаемого и электронным ресурсом и обучающим с другой; осуществляется поэтапное планирование урока.
 
Для каждого из этапов определяется:
· цель;
· длительность этапа;
· форма организации деятельности учащихся;
· функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе;
· форма промежуточного контроля и т.п.,
на основании чего заполняется технологическая карта.
 
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ
 
Предмет, класс  
Тема урока,
№ урока по теме
                                                                         
Актуальность использования средств ИКТ  
Цель урока  
Задачи урока
обучающая развивающая воспитательная
 
 
   
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)  
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)  
Образовательные ресурсы Интернет  
 
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1

 

Цель

 

Длительность этапа

 

Основной вид
деятельности
со средствами ИКТ

                                                        

Форма организации
деятельности учащихся

 

Функции преподавателя на данном этапе

 

Основные виды деятельности преподавателя

 

Промежуточный контроль

 

              ......

 

ЭТАП 2…N

 

            .....

 

Итоговый контроль, подведение итогов

 
 
Учитель ведёт контроль учащихся, заполняя следующую таблицу:
 
Фамилия, имя, отчество учащегося  
Оценка исходной готовности                                           
Индивидуальное задание и плановый график его выполнения  
Оценка по рубежному контролю 1.
Изменения в индивидуальном задании и графике
 
     ........  
Оценка по рубежному контролю N.
 Изменения в индивидуальном задании и графике
 
Итоговая оценка  
  Каждый этап урока с использованием средств НИТ и ресурсов Интернет — это законченный блок, в начале каждого из которых должен присутствовать организационный момент, в противном случае эффективность данного этапа снижается. Целесообразно продумать таким образом организацию занятий, чтобы учащиеся практически одновременно заканчивали тот или иной вид работы за компьютерами. Это позволит организованно перейти к следующему этапу.
 
1. Педагогическая реализация.
Основная цель этапа — перевод психолого-педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств НИТ требуется решение двух основных задач: задачи диагностики психологического состояния и уровня знаний обучаемого и задачи управления его познавательной деятельности. Суть первой задачи заключается в распознании текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Суть второй задачи – в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время или максимального объема знаний за заданное время. На этапе урока, связанном с использованием средств информационных технологий, учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся. Не следует препятствовать обсуждению вопросов (если, конечно, это не этап автоматизированного контроля) между учениками для того, чтобы знания, приобретенные на уроке, стали для них личностно значимыми. Учитель же на этом этапе урока — координатор, консультант по сложным вопросам, но не активный участник общения.  
   Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
  Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет.
  На первом этапе преподаватель проводит беседу, в процессе которой, например, вводит новые понятия. После этого для определения исходной готовности учащихся к самостоятельной работе с ресурсом осуществляется промежуточный контроль, на основании которого и с учетом сформированности общеучебных навыков выдается индивидуальное задание и план-график его выполнения. Этот этап может включать демонстрацию специфики работы с электронным ресурсом.
   На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством педагога, после чего приступают к реализации индивидуального плана. Методическое значение которого трудно переоценить. Целью этапа может быть освоение или закрепление материала, объясненного учителем, проверка усвоения полученного знания или операционного навыка. Роль учителя на данном этапе — осуществление промежуточного контроля и корректировка индивидуального плана-графика, образовательного маршрута (принцип индивидуализации).
  Третий этап может включать работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Им могут быть предложена проблемная ситуация или логическая задача, решение которых поможет достижению целей урока.
 
Схема проведения занятий со средствами ИКТ:
 1 вариант: под руководством педагога 70% - традиционные занятия, 30% - самостоятельная работа со средствами ИКТ.
  2 вариант: 50% семинары, консультации, 50% - самостоятельная работа со средствами ИКТ.
  Таким образом, внедрение информационных технологий на уроке рассматривается:
· Не как цель, а как еще один способ постижения мира ребенком
· Как источник дополнительной информации по предмету
· Как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся
· Как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя
· Как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка
 
Категория: Продукты проектной деятельности | Добавил: история
Просмотров: 8448 | Загрузок: 3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт учителя истории
Минута час бережёт
Категории раздела
Мои файлы [7]
Электронные тесты [7]
Календарно-тематическое планирование [7]
Развёрнутое календарно-тематическое планирование для 5-9 классов
Тесты по истории в Word [8]
Продукты проектной деятельности [3]
Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков [8]
Методическая копилка [45]
Разработки уроков,презентации, задания.
Работы учащихся с использованием ИКТ [6]
Готовимся к переводному экзамену. 7 класс [43]
Тесты и задания в Power Point [31]
Задания для интерактивной доской SMART Board в программе Notebook 6 класс [70]
Кроссворды в Excel [14]
Тренировочные тесты к урокам истории [30]
Новости
Переводчик
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Друзья сайта
  • Северо-Восточное управление министерства и образования и науки Самарской области
  • Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
  • Сетевое сообщество учителей
  • Ресурсы Интернет. История и обществознание.
  • СИПКРО
  • Компьютер на уроках истории
  • Сетевые образовательные сообщества "Открытый класс"
  • Страницы истории
  • Официальная Россия
  • ФЦИОР
  • Схемы по истории
  • Статистика
    Прогноз погоды
    Погода в России
    Поиск


    Сайт учителя истории Четыркиной В.Е.