РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по краеведению
«НЕТ НА СВЕТЕ ДОРОЖЕ И КРАШЕ
МИЛОЙ МАЛОЙ РОДИНЫ НАШЕЙ!»
7 класс
Пояснительная записка
Краеведение – важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания, чувства дружбы между народами. Сегодня – это приоритетные задачи школьного исторического образования. Развитие исторического краеведения стимулируют современные социально-политические перемены. Интерес к вопросам обучения исторического краеведения обусловлен возрастанием роли регионов, пробуждением интереса молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям. В школьном курсе истории вопросы краеведения рассматриваются интегрировано и зачастую заслоняются значимостью событий Российского и мирового масштаба, между тем важность формирования причастности к истории каждого и ощущение творца истории очень важно.
Не менее значимо краеведение и для развития личности, его социализации. Изучение местного материала соответствует дидактическому принципу «от ближнего к дальнему, от простого к сложному». При освоении знаний о своем регионе актуализируется повседневный опыт школьников. Открытие в знакомом окружении незнакомого – увлекательный процесс, пробуждающий любознательность, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения и развитию личности. Знание и понимание истории своего края, города или села, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, помогает каждому человеку чувствовать себя комфортно, уверенно в этом мире.
Предмет «Краеведение» заложен в инвариантную часть Базисного учебного плана и предлагается для изучения в 5-9 классах.
В основе данной программы используется опыт педагогов России, лично преподавательский и исследовательский опыт. Базой данного курса являются программы по предмету «Историческое краеведение» и требований к уровню подготовки обучающихся, предложенных управлением образования Самарской области.
Программа отвечает интересам учащихся, расширяет их кругозор, позволяет развивать общие и специальные способности. Курс дает возможность осуществлять межпредметные связи, так как обучение учащихся происходит на основе знаний и умений, полученных в школьных курсах истории, географии и других дисциплин.
Программа адресована учащимся 6-7 класса. Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по истории.
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о: истории Похвистневского района Самарской области, села, прошлого своего народа, истории его расселения в данной местности, особенностях экономической жизни, культуры и обычаев.
Знает: личности знаменитых земляков; достижения культуры, культурные традиции народов населяющих малую родину; виды исторических источников.
Умеет: работать с документами, с картами, с литературой; соотносить события Отечественной и региональной истории; давать описание исторических событий и памятников культуры; выявлять и объяснять общность и различия важнейших общероссийских и региональных событий и процессов.
Владеет: умением исследовательской деятельности
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его жизни.
В ходе ее достижения решаются:
Образовательные задачи: знакомить с историей и современной жизнью своей малой родины; рассматривать привычные сельские объекты, повседневные предметы, музейные экспонаты, семейные архивы как источники знаний о прошлом и современной истории, культуре поселка и извлекать из них нужную информацию.
Развивающие задачи: развивать у учащихся познавательный процесс к селу и району, к его изучению, интеллектуальные и творческие способности учащихся; развивать способность детей анализировать и оценивать факты, явления, события, а также высказывать обоснованные суждения о действиях людей, оставивших заметный след в истории малой родины.
Воспитательные задачи: воспитывать патриотизм, нравственные ценности, чувства причастности к своему народу, его истории, культуре, укреплению связи поколений; раскрывать и развивать творческие способности личности, формировать коммуникативную культуру.
Данный курс должен помочь школьникам познакомится и частично овладеть способами исследовательской деятельности.
В структуре изучаемой программы выделяются 4 раздела, в которых представлена история малой родины: «Похвистневский район: время и люди», «История и современность села Савруха», «История школы», «История моей семьи в истории села».
Данный курс предусматривает разнообразные типы занятий: лекция, фотовыставка, экскурсия, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, работа с картами, практические занятия, игровые ситуации.
Формы контроля: беседы, тесты, викторины, игры, рефераты, составление таблиц, кроссвордов, тестов, проекты.
Программа «Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей»
общим объёмом 34 часа изучается в течение 1 года.
Объём различных форм учебной работы:
Всего занятий 34ч.
В том числе:
Лекции 12
Практические занятия 22
Всё это достигается с применением современных образовательных технологий: информационных технологий, метод проектов, личностно-ориентированного обучения.
Содержание программы
Введение.
Что изучает историческое краеведение? Краеведение – комплексная наука, связь краеведения с археологией, этнографией, топонимикой. Методы изучения краеведческого материала. Изучение и анализ имеющегося краеведческого материала. Организация учета экспонатов. Распределение по основным темам.
Раздел I. Похвистневский район: время и люди.
Из истории района: Древнейшие археологические памятники Похвистневского района. Сухореченское селище. Заселение и освоение Похвистневского района. В. Ендураев – первый краевед района.
Достопримечательности города и района: театр «Сад», музей «Город ветра», аллея славы, церковь Михаила Архангела в с. Красные Ключи и т.д.
Символика района: герб и гимн Похвистневского района, история геральдических знаков.
Раздел II. История и современность села Савруха
История образования села и совхоза «Северный Ключ», первые переселенцы.
Прошлое и настоящее храма Трёх Святителей. «Родная улица моя» (Из истории названий улиц села). Достопримечательности села.
Суровые годы войны. Герои – земляки, жители села - участники военных конфликтов. Встреча с участниками военных действий в Чечне, Афганистане. Трудом прославляя район. Фотовыставка «Моё село и люди».
Раздел III. История школы
Очерки истории школы Экспозиция «Летопись школы».
Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы.
Раздел IV. История моей семьи в истории села
Традиции моей семьи. Конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи». История семьи и её вклад в развитие села, района. Родословная моей семьи.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
|
Темы разделов
|
Всего часов
|
Из них
|
Форма организации занятий
|
Форма контроля. Образовате
льный продукт
|
Лекц
|
Практич.
|
1
|
Введение. Что изучает историческое краеведение? Методы изучения краеведческого материала.
|
1
|
1
|
|
|
Фронтальная беседа «Что я знаю о своем крае, селе?»
|
Раздел I. Похвистневский район: время и люди. 6 ч
|
2.
|
Древности, или начало всех начал.
|
1
|
|
1
|
Экскурсия в краеведческий музей
|
Фронтальная беседа
|
3
|
Заселение и освоение Похвистневского района
|
1
|
|
1
|
Практическая работа с краеведческим материалом
|
Составление викторины
|
4
|
Из истории сёл района
|
3
|
1
|
2
|
Практикум: туристко-краеведческие возможности родного края
|
Составление путеводителя по историческим местам района
|
5
|
Символика района: герб и гимн Похвистневского района
|
1
|
1
|
|
Информационная лекция, просмотр видеоролика с гимном Похвистневского района.
|
Фронтальная беседа
|
Раздел II. История и современность села Савруха. 12 ч.
|
6
|
История образования села Савруха, первые переселенцы.
|
1
|
1
|
|
Информационная лекция
|
Фронтальная беседа
|
7
|
«Родная улица моя»
|
1
|
|
1
|
Практическая работа с краеведческим материалом
|
Фронтальная беседа
|
8
|
Достопримечательности села.
|
1
|
|
1
|
Конкурс фотографий «Виды родного села»
|
Составление альбома «Достопримечательности села»
|
9
|
Прошлое и настоящее храма Трёх Святителей
|
1
|
1
|
|
Информационная лекция
|
Фронтальная беседа
|
10
|
Герои Великой Отечественной войны – мои земляки. ВО война в истории моей семьи.
|
2
|
1
|
1
|
Встреча с ветеранами войны
|
Презентации, мини-сочинения, «Ратный подвиг земляков»,
«Трудные судьбы детей войны»
|
11
|
Земляки - участники военных конфликтов.
|
1
|
|
1
|
Встреча с участниками военных действий в Чечне, Афганистане.
|
|
12
|
Национальный состав с. Савруха
|
1
|
|
1
|
|
Альбом «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
|
13
|
Из истории создания ЗАО «Северный Ключ»
|
1
|
1
|
|
Информационная лекция
|
Фронтальный опрос
|
14
|
Трудом прославляя район: люди моего села
|
2
|
|
2
|
Встреча с старожилами, передовиками производства ЗАО «Северный ключ»
|
Фотовыставка «Моё село и люди»
|
Раздел III. Раздел III. История школы 7 ч
|
15
|
Очерки истории школы
|
4
|
1
|
3
|
Практическая работа с краеведческим материалом
|
Оформление экспозиции «Летопись школы»
|
16
|
Традиции школы
|
1
|
1
|
|
Информационная лекция
|
Фронтальная беседа
|
17
|
Школьная традиция - Вечер встречи выпускников
|
1
|
|
1
|
Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы
|
Помощь в подготовке Вечера
|
18
|
Знаменитые выпускники школы
|
1
|
1
|
|
|
Сообщения учащихся
|
Раздел IV. История моей семьи в истории села 6 ч.
|
19
|
Наша дружная семья. Традиции моей семьи.
|
1
|
|
1
|
Экскурсия-лекция
|
Конкурс «Самая интересная фотография семьи».
Выставка семейных поделок.
|
20
|
Моя родословная.
|
3
|
1
|
2
|
Информационная лекция «Составление родословной»
Практикум «Моя родословная»
|
Составление родословных
|
21
|
История моей семьи в истории села и страны.
|
2
|
1
|
1
|
Оформление экспозиции «История моей семьи в истории села и страны».
Защита проектов
|
Экспозиция, проекты
|
22
|
Итоговые занятия
Конкурс рисунков и организация фотовыставки «Моя Великая малая Родина»
«Знатоки родного края».
|
3
|
|
1
1
|
Урок - викторина
|
Рисунки, фотовыставка
|
Литература:
- И.Б.Васильев, Г.И.Матвеева «У истоков истории Самарского Поволжья», Куйбышевское книжное издательство, 1986г.
- Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37.
- Похвистневский район: время и люди. Похвистнево, 2004г.
- Самарская область. География и история, экономика и культура. Учебное пособие. Самара, «Самарский Дом печати», 2001.
Интернет-ресурсы:
- Музей истории Самарской области и муниципальных образований (история, историко-культурные достопримечательности, символы, герои, почётные граждане, фото) http://museum.samgd.ru/region/info/
- Похвистневский район (общие сведения, история, население и т.д.) http://www.bankgorodov.ru/region/raion.php?id=1400
Темы проектных и исследовательских работ:
Рефераты:
- « Из истории основания села Савруха»
- «Личности села Савруха в событиях российской истории»
- «Поколения, опалённые войной» (участники Великой Отечественной войны, воин в Афганистане, Чечне)
- «Из истории создания совхоза «Северный Ключ»
Проектные и исследовательские работы:
- «Трудные судьбы детей войны» (на основе воспоминаний детей войны)
- История с. Савруха в воспоминаниях очевидцев.
· Мини- исследование «Национальный состав села Савруха».
- Составление путеводителя по историческим местам района, села
- «История моей семьи в истории Самарского края»
Творческие работы:
- Составление кроссвордов, викторин
- Конкурс рисунков и организация фотовыставки «Моя Великая малая Родина»
- Сбор экспонатов для школьного музея
- Выпуск краеведческого, познавательного журнала «Памятники истории и культуры района и села».
|