Воскресенье, 05.05.2024, 03:29

logo

Главная
  RSS
ВЫ ЗАШЛИ НА САЙТ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ СОШ С. САВРУХА М.Р. ПОХВИСТНЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.  РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС! 
Меню сайта
Акция
СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции
Опрос
Актуальное
Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области

Сайт Результаты антивирусного сканирования
Праздники России
-->Праздники России
Кнопка сайта
Понравился сайт? Установите мой баннер на своём сайте.
Сайт учителя истории Четыркиной В. Е.

 Каталог файлов
Главная » Файлы » Методическая копилка

8 класс
[ Скачать с сервера (2.94 Mb) ] 24.03.2011, 10:17

Цели урока:

• познакомить учащихся с внутренней политикой Николая I, характерными чертами политики;

• развивать навыки работы с документами и поиска ошибок в них;

• учить выделять главное, определять и объяснять понятия;

• развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

План урока:

I. Проверка домашнего задания;

II. Личность Николая 1;

III. Начало нового царствования

IV. Кодификация законов;

V. Попытка решения крестьянского вопроса.

VI. Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина.

Новые термины и даты: «апогей самодержавия», цензура, III отделение, жандармы; 1825—1855 — годы правления Николая I; кодификация законов.

оборудование. портреты Николая 1, П. д. Киселева, Е. Ф. Канкрина, А. Х. Бенкендорфа, Предварительная подготовка: сообщение учащегося «Николай I — воспитание и черты характера».

Ход урока

I. Личность Николая 1 (слайд2)

сообщение учащегося «Николай 1: воспитание и характер»

Беседа с учащимися по докладу «Николай I: воспитание и характер».

— Почему Николай 1 получил менее разностороннее образование, чем его братья — Александр и Константин?

— Почему его готовили только к военной карьере, не посвящая в вопросы политики и управления?

Запись в тетрадях:

Николай I— 1825—1 855.

(слайд 3) «Апогей самодержавия» — наиболее полное проявление абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах общественной и политической жизни России.

II. Начало нового царствования

— Какое влияние оказало восстание декабристов на Николая I?

Учитель дополняет ответ учащихся:

Через все царствование проходит стремление Николая I не допустить даже намека на возможность повторения мятежа подобного выступлению декабристов. Император внимательно изучил показания декабристов, в том числе их критику современного состояния страны. Николай I осознавал необходимость принятия мер, которые, однако, не должны, менять существующую политическую систему.

Основную задачу своего царствования Николай видел в том, чтобы сохранить и укрепить существующий строй (слайд 4).

— Устройство какой организации было для Николая I идеалом? (Армия.)

— строгая централизация, т. е. подчинение одному центру;

— полное единоначалие на всех уровнях управления;

— безоговорочное подчинение низших высшим.

Вот тот порядок, который должен быть установлен в стране.

Противоречивость в политике Николая I

— постоянная борьба с революционным движением, гонения на все передовое и прогрессивное в стране;

попытка проведения мероприятий, которые искоренили бы недостатки существующей системы и решили наиболее острые проблемы.

Через призму этих особенностей и нужно изучать царствование Николая I.

— Зная, в чем видел Николай задачу своего царствования, предположите, какие меры были приняты им в качестве первоочередных? (Централизация управления.)

При Николае I создавалась продуманная система государственного контроля над общественной политической, экономической и культурной жизнью страны. На практике последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. Николай I стремился сам контролировать все и всех в Империи.

Фрейлина А. Ф. Тютчева: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии все видеть своими глазами, все слышать своими ушами, все регламентировать по своему разумению, все преобразовывать своею волей».

Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следили за точным исполнением своих приказаний.

При Николае I большое значение приобрела Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, созданная еще при Павле I. (слайд 5)

Краткая характеристика.

внесла.)

Строгость политического режима — III Отделение, цензура.

Далее можно предложить два варианта работы е документами.

Работа с документом в учебнике

и беседа по вопросам к документу с. 61—62, документ 1).

Задание: найдите ошибку в документе. (слайд6)

Ученики в тетради под цифрами 1, 2, 3 и т. д., соответствующими пунктам документа, должны ставить «+» или «—», выявляя тем самым ошибочные утверждения. Обратите еще раз внимание учащихся на то, что III-е Отделение занималось политическим сыском и осуществляло контроль за умонастроениями. Ученики должны подумать, в чем мог заключаться подобный контроль,

Документ

Из указа об учреждении III-го Отделения Собственной его Императорского величества канцелярии (3 июля 1826 г.). В круг обязанностей нового учреждения входили:

«1) Все распоряжения по всем вообще случаям высшей полиции;

2) сведения о числе существующих в государстве разных сект...;

3) известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам...;

4) сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих...;

5) учреждение приютов, домов инвалидов и других богоугодных заведений...;

6) высылка и размещение людей подозрительных и вредных;

7) заведование… всеми местами заключения...;

8) все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих,,.;

9) статистические сведения, до полиции относящиеся;

10) надзор за гимназиями и университетами»

(Ответ: пункты 5) и 10) в компетенцию III-го отделения не входили.

Беседа с учащимися по вопросам.

— Что такое Цензура? (Цензура — система государственного надзора за печатью, проверка материалов, готовящихся к публикации)

— Как вы думаете, о чем было запрещено писать (упоминать) в царствование Николая i? О каких событиях российской и зарубежной истории? (О революционных событиях в Европе, о восстании декабристов.)

Цензура в России находилась в ведении Министерства народного просвещения.

1826г. — «Устав о цензуре», названный «чугунным».

Цензоры должны были запрещать «всякое произведение словесности, не только возмутительное против правительства и постановленных от него властей, но и ослабляющее должное к ним почтение <...> порицающее прямо или косвенно монархический образ правления», содержащее «всякие предположения о преобразованиях».

Каждый новый журнал мог быть основан только с личного разрешения императора. Цензуре так же подвергалась литература, привозимая из-за границы.

IV. Кодификация законов (слайд 7- гиперссылка кодификация законов)

— Вспомните, какие преобразования в России связаны с именем М. М. Сперанского?

— Существовал ли в России свод законов? Когда он был принят?

Со времен Соборного Уложения было издано огромное количество законов, которые часто противоречили друг другу. Такая неразбериха в российском законодательстве затрудняла и затягивала решение дел.

Для проведения кодификации Николаем I было учреждено II Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Под руководством М. М. Сперанского из архивов Сената, Синода, коллегий, министерств было изъято и просмотрено свыше З тысяч рукописных и печатных фолиантов с указами, манифестами, уставами. Все подготовленные к изданию акты сверялись с подлинниками. Итогом работы стало издание

«Полное собрание законов Российской империи». 45 томов. В состав ПСЗ вошли все законы, изданные начиная с «Соборного Уложения» до Александра I включительно. Законы располагались в хронологическом порядке.

«Свод законов Российской империи», 1 5 томов — содержал действующие законы, расположенные в предметно-систематическом порядке.

По окончании работы Николай I на одном из заседаний Государственного Совета снял с себя ленту ордена Святого Андрея Первозванного и возложил ее на Сперанского.

V. Социальная политика Николая I (слайд 7- гиперссылка)

Попытка решения крестьянского вопроса

Работа с документами и беседа по вопросам

с. 62, документ

— Как Николай I относился к крепостному праву?

— Как император объяснял свой отказ от попыток отмены крепостного права?

— Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы «посягательством на общественное спокойствие»?

— Вспомните, какие трудности испытывали крестьяне?

Цели реформы государственных крестьян:

1) повысить уровень жизни государственных крестьян;

2) обеспечить исправную уплату налогов государственных крестьян;

З) дать помещикам пример возможного улучшения жизни крестьян.

Реформа государственной деревни предусматривала: (слайд 7- гиперссылка социальная политика- реформа государственных крестьян)

1. определять размеры оброка с учетом доходности крестьянского надела;

— В чем значение данной меры?

2. для устранения малоземелья часть крестьян переселили в менее населенные местности; другим — давали землю;

3. Во избежание голода, на случай неурожая создавалась так называемая «общественная запашка» — участок земли, на котором работали все крестьяне данной общины; урожай с него хранили на случай голода;

4. в государственных деревнях открывались школы; к 1854 г. было открыто 26 тыс., школ со 110 тыс. учащимися;

-Дайте оценку этим цифрам. Много это или мало?

5. открывались медицинские и ветеринарные пункты.

-Были ли достигнуты цели реформы государственных крестьян в результате ее проведения?

VI. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина (слайд 7 – гиперссылка)

Назначенный Николаем I министр финансов Е. Ф. Канкрин проводил политику поощрения развития отечественной промышленности и торговли, а также экономии средств казны. Подготовленная им финансовая реформа была проведена в 1839—1843 гг. Суть реформы:

были введены бумажные ассигнации, которые обеспечивались серебряным рублем. Новые бумажные деньги можно было обменять на серебряные, что значительно повысило устойчивость и доверие к новым деньгам. Вследствие этого уменьшилась инфляция, бюджет стал бездефицитным (доходы его превышали расходы). Однако вскоре вновь началось печатание бумажных денег, не обеспеченных драгоценными металлами, инфляция вновь стала увеличиваться. Сильным ударом по неокрепшей российской финансовой системе стали огромные затраты на Крымскую войну.

Итоги внутренней политики Николая I. (слайд 8)

Домашнее задание: § 10, вопросы в конце параграфа.

Категория: Методическая копилка | Добавил: история
Просмотров: 3617 | Загрузок: 484
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт учителя истории
Минута час бережёт
Категории раздела
Мои файлы [7]
Электронные тесты [7]
Календарно-тематическое планирование [7]
Развёрнутое календарно-тематическое планирование для 5-9 классов
Тесты по истории в Word [8]
Продукты проектной деятельности [3]
Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков [8]
Методическая копилка [45]
Разработки уроков,презентации, задания.
Работы учащихся с использованием ИКТ [6]
Готовимся к переводному экзамену. 7 класс [43]
Тесты и задания в Power Point [31]
Задания для интерактивной доской SMART Board в программе Notebook 6 класс [70]
Кроссворды в Excel [14]
Тренировочные тесты к урокам истории [30]
Новости
Переводчик
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Друзья сайта
  • Северо-Восточное управление министерства и образования и науки Самарской области
  • Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
  • Сетевое сообщество учителей
  • Ресурсы Интернет. История и обществознание.
  • СИПКРО
  • Компьютер на уроках истории
  • Сетевые образовательные сообщества "Открытый класс"
  • Страницы истории
  • Официальная Россия
  • ФЦИОР
  • Схемы по истории
  • Статистика
    Прогноз погоды
    Погода в России
    Поиск


    Сайт учителя истории Четыркиной В.Е.