Цели урока:
• выяснить основные направления внешней политики России в
1813—1825 гг.;
• развивать навыки анализа исторических документов, работы с
картой
• учить выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать
проблемы.
План урока:
I. проверка домашнего задания
II.
Начало заграничных походов русской армии;
III. Пятая антинаполеоновская коалиция. Поражение Наполеона
IV.
Венский конгресс
V.
«Священный союз»;
VI.
Восточная политика Александра 1 в 1813—1825 гг.
VII.
Закрепление материала.
Новые термины и даты:
заграничные походы русской армии, 4—7 октября 1813г. — «Битва народов», Венский
конгресс (сентябрь 1814—июль 1815), Священный союз (1815).
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
II. Начало заграничных
походов русской армии
Презентация (слайд 1,2)
С изгнанием армии Наполеона из России война не окончилась.
Кутузов выступал против продолжения войны, а Александр I — за.
— Подумайте, какие аргументы в пользу своей точке зрения
могли выдвигать полководец и император?
13 января 1813г.
русская армия перешла Неман и вступила на территорию Герцогства Варшавского.
Запись на доске и в
тетради:
1813—1815 — Заграничные походы русской армии.
— В чем состояла цель заграничных походов русской армии? (слайд 3)
28 апреля в г. Бунцлау умер М. И. Кутузов. Умер от старости
с осознанием достойно выполненного долга перед родиной и российским народом
В короткое время Наполеон сумел собрать новую почти
миллионную армию. Первые столкновения русско-прусских войск с войсками
Наполеона были неудачны для союзников: в апреле 1813г. они потерпели подряд два
поражения: при Лютцене, а затем при Бауцене, вследствие чего им пришлось пойти
на перемирие с Наполеоном.
Ш. Создание пятой
антинаполеоновской коалиции (слайд 4) Поражение Наполеона
Беседа с учащимися
— Что такое коалиция?
— Какие страны входили в наполеоновскую коалицию осенью 1813г.?—
Покажите на карте г. Лейпциг. Почему состоявшееся около него сражение назвали
«битвой народов»? Каковы были результаты сражения?
Запись в тетрадях:
(слайд 5)
4—7 октября 1813г. — «битва народов» под Лейпцигом.
Договориться не удалось и война продолжалась Наполеон
проявлял чудеса полководческого искусства, сражаясь с численно преходящим
противником однако не смог устоять. 18(30) марта 1814г. капитулировал Париж,
союзные армии во главе с Александром 1 вошли в город (слайд 6) Наполеон вынужден
был сдаться.
— Вспомните, какова была судьба Наполеона.
(слайд 7)
IV. Венский конгресс (слайд 8)
— Вспомните, что такое Венский конгресс? Когда и с какой
целью он собрался?
— Каков был состав участников, какие решения были приняты?
Запись в тетрадях и
на доске:
Венский конгресс (сентябрь 1814 — июль 1815). Большинство европейских
государств (кроме Турции). Главная роль — у России, Англии, Австрии, Пруссии.
Франция принимала участие наравне с другими странами.
(слайд 12)
Англия, Австрии и Франция, обеспокоенные усилением России
возражали против этих требований. Россия пыталась заручиться в данном вопросе
поддержкой Пруссии, обещая в свою очередь переход в ее состав Саксонии,
контролируемой в тот момент русскими войсками. Пруссия согласилась поддержать
Россию.
— Вспомните, какое событие заставило на время участников
конгресса забыть про разногласия и объединить усилия?
За несколько дней до Ватерлоо в Вене был подписан
Заключительный акт Веского конгресса. По его условиям Александру I не удалось получить все
польские земли. Однако к России перешла большая часть Герцогства Варшавского,
получившая наименование Царства Польского
(слайд 10)Особое значение
Венского конгресса состоит в том, что он позволил в течение почти 40 лет
сохранить мир в Европе.
V. «Священный союз»
Запись в тетради:
Заключительный акт Венского конгресса. Большая часть герцогства
Варшавского перешла к России.
Для выполнения решений, принятых на Венском конгрессе
возникла мысль о создании союза европейских держав, который бы регулировал
отношения между государствами с правовых и религиозно-нравственных позиций.
Запись в тетради:
1815г. — Россия, Австрия, Пруссия заключили Священный союз (слайд 11)
Вскоре к союзу присоединились все государства Европы за
исключением Англии, Османской империи и Папской области. Задача Священного
союза: христианские монархи должны оказывать друг другу помощь; борьба с
революционным движением; совместное решение спорных вопросов. Периодически
происходили конгрессы Священного Союза (слайд
15) Последний состоялся 1822г.
Итоги деятельности «Священного союза» (слайд 12)
VI. Восточная политика Александра 1 в
1813—1825 гг.
Беседа с учащимися.
— Как вы понимаете такой исторический термин как «восточный
вопрос»? (слайд 13)
— В чем заключался «восточный вопрос» для России?
- Какие отношения были у России с Турцией?
После Отечественной войны 1812г. действия России в восточном
вопросе были связаны с поддержкой борьбы балканских народов за независимость. В
марте 1821г. вспыхнуло греческое восстание.
— Учитывая договоренности, лежащие в основе Священного
союза, предположите как должен был отреагировать Александр I на греческое восстание?
Действительно, первая реакция Александра I была негативной, но Российское
правительство пыталось добиться урегулирования греческого вопроса путем
коллективной акции всех держав Священного Союза. Однако западноевропейские
державы не поддержали Россию, не желая ее усиления на Балканах. В итоге
Александр 1 в конце своего царствования принял решение самостоятельно
действовать в греческом вопросе. Началась концентрация русских войск на границе
с Турцией.
— Сделайте вывод о том, как менялась политика России в
восточном вопросе во второй половине царствования Александра.
VII. Закрепление материала
Беседа с учащимися
— Назовите направления внешней политики России в 1813—1825
гг.
- Каковы были
достижения и промахи внешней политики России в это время?
Вывод (слайд 18)
Домашнее задание
ДК-2001, с.32-34;
ДК-2003, §5 и вопросы 2-5 к параграфу.
Тестовое задание: Установите последовательность событий, связанных с заграничными походами
русской армии Вопросы и задания для самопроверки Тест Внешняя политика в I четверти XIX века 1 вариант Тест внешняя политика в I четверти XIX века 2 вариант
|