Российская Империя на рубеже XVIII—ХIХ вв. (продолжение)
Цели урока:
- активизировать необходимые знания учащихся из курса
истории России за 7 кл.;
- развивать навыки определения и объяснения понятий,
разрешения проблемных заданий, анализа и работы с документами, картами.
План урока:
1. Сельское хозяйство;
II. Промышленность;
III.
Политический строй России.
Новые термины:
«капиталистые» крестьяне, отходничество, разложение феодальной системы и
складывание капитализма.
Оборудование:
Атласы, настенная карта «Российская империя в начале ХIХ в.» Презентация к уроку
Ход урока
1. Характерные черты
и особенности социально-экономического развития России в начале XIX века. (слайды 3,4)
Сельское хозяйство и крестьянство
Беседа с учащимися
— Вспомните, какая отрасль экономики являлась основной в
России в конце XVIII
века? (Основная масса населения
Российской Империи жила в деревне, поэтому основной формой экономики являлось
сельское хозяйство. Россия на рубеже ХVIII—ХIХ вв. была преимущественно аграрной (сельскохозяйственной) страной.)
На рубеже веков в стране существовала сложившаяся ранее
феодально-крепостничсская система землевладения.
— Кто являлся основным собственником земли?
— Кто обрабатывал землю?
— Каковы были отношения между помещиком и крестьянином?
(Крепостные крестьяне
находились в собственности помещика. Последний по своей воле назначал виды и
размеры феодальных повинностей. Помещик считал своей собственностью все
имущество крестьянин и мог отнять у них все в любой момент. А их самих целыми
деревнями, или семьями, или отдельно от семейства — продать, заложить,
завещать. Неугодного крестьянина барин мог сдать в рекрутье, сослать без всякой
вины в Сибирь или приказать высечь.)
— Какие феодальные повинности несли крестьяне перед
помещиком? (Оброк — часть урожая (денег), отчуждаемая крестьянином в пользу
помещика нз своего хозяйства; барщина — даровые работы в хозяйстве помещика.)
Основным условием существования феодально-крепостнической
системы было наделение крестьян землей и господство натурального хозяйства, т.
е. все необходимое производилось в рамках данного хозяйства.
Работа с документом
(слайд 5)
Объяснение учителя
Однако известно, что урожайность в первой половине ХIХ века
росла.
— За счет чего повышалась урожайность?
Увеличение урожайности происходило:
1) за счет увеличения пахотных земель, например, на юге
страны,
2) за счет более интенсивной эксплуатации крестьян, более
широкого вовлечения в сферу производства женщин и детей, на рубеже ХУIП—Х1Х вв.
происходит массовый перевод помещичьих крестьян с оброка на барщину с целью
повышения доходности помещичьих владений. В целом по России удельный вес
барщинных крестьян увеличивается с 56% до 71%, т. к. производительность
подневольного труда все время падала. Крестьянин не был радивым тружеником на
барщине. Он не столько работал, сколько тянул время. Помещики постоянно
жаловались на «лень» и «нерадение» мужика, который свой надел обрабатывал более
тщательно, чем барскую землю. На вспашку одной десятины своего поля крестьянин
тратил 1,5—2 дня, а барского — 3—4 дня (десятина — 1,092 гектара).
3) за счет районной специализации сельского хозяйства.
— Что такое районная специализация сельского хозяйства?
(Система хозяйства,
при которой в определенной местности в силу природных и исторических причин
преобладает тот или иной тип ведения сельского хозяйства, с определенным
набором выращиваемых сельскохозяйственных культур или определенным видом
животноводства.)
— Подумайте, какая отрасль экономики развивалась в связи с
районной специализацией? (Торговля.)
Следует обратить внимание учащихся на то, что районная специализация
подрывала натуральный характер сельского хозяйства.
Вывод: развитие
сельского хозяйства в России на рубеже ХVIII- ХIХ вв. шло экстенсивным путем: применение улучшенных
сельскохозяйственных орудий, несложных сельскохозяйственных машин и новых
агротехнических приемов не получило сколько-нибудь значительного применения.
В начале ХIХ в. происходит процесс расслоения крестьянства,
т. е. выделение бедняков, середняков и капита7исряых крестьян вследствие
уменьшения крестьянских наделов и увеличение барской запашки, а также роста
численности крестьян.
Капиталистые крестьяне
— крестьяне, имевшие капитал и занимавшиеся предпринимательством.
Особенно в нечерноземных районах появлялось большое количество
крестьян, которые не могли обеспечить свое существование и выполнение
повинностей, занимаясь сельским хозяйством. Поэтому возникает такое явление как
отходничество. Получив разрешение у помещика, крестьянин мог отправиться на
заработки.
Отходники — крестьяне,
временно ушедшие на заработки в города или на сельскохозяйственные работы в
другие местности.
— Подумайте, какая феодальная повинность была для отходника
основной? (Оброк.)
— Охарактеризуйте отношение крестьян к отходничеству,
используя следующие пословицы и поговорки:
«Пошел в раздобытки,
подвязавши мытки»
«Питер — бока вытер»
«Незачем далеко
ходить, пока здесь хорошо»
«Чужая сторона
протрет глаза»
«Хорошо на Дону, о
дома лучше»
(Отходничество рассматривалось крестьянами как явление
вынужденное, непривычное и нелегкое.)
— В каких районах страны отходничество было более развито? (В нечерноземных губерниях.)
II. Промышленность
-Какие отрасли экономики помимо сельского хозяйства
развивались в России на рубеже ХVIII—ХIХ
вв.? (Промышленность. Предприятия того
времени — мануфактуры.)
В России мануфактуры появляются впервые в ХVII в. Особенностью развития мануфактур
в России было использование подневольного труда (приписных и посессионных
крестьян) и обслуживали эти мануфактуры, в первую очередь, нужды государства
(пороховые, пушечные, металлургические).
(Слайд 6,7) Учащиеся делают выводы о развитии промышленности.
(Слайд 8) Учащиеся делают выводы о развитии торговли.
Вывод: основным
условием существования феодально-крепостнической системы было наделение крестьян
землей и господство натурального хозяйства, следовательно, развитие
товарно-денежных отношений, отходничества, районная специализация, рост числа
мануфактур и наемных рабочих из числа отходников, расслоение крестьянства
разрушали феодально-крепостническую систему и свидетельствовали о появлении
капиталистических отношений.
III. Политический строй России.
Беседа с учащимися
— Исходя из названия государства, можно сказать, кто его
возглавлял? (слайд 9)
Необходимо раскрыть термин самодержавная монархия.
Самодержавная
монархия — государство, в котором правителю (монарху) принадлежит
неограниченная верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная).
Работа со схемой
«Центральные органы власти в начале ХIХ в» (слайд 10)
Учащиеся должны вспомнить термины император, сенат, Синод,
коллегии.
Закрепление материала:
Вывод (слайд 11).
- Назовите особенности политического и экономического
развития России в начале ХIХ в.
Домашнее задание с
4-5. Дополнительные задания к уроку тест с альтернативными ответами Задания к уроку (на основе данных сделать выводы)
|