Четверг, 02.01.2025, 15:47

logo

Главная
  RSS
ВЫ ЗАШЛИ НА САЙТ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ СОШ С. САВРУХА М.Р. ПОХВИСТНЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.  РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС! 
Меню сайта
Акция
СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции
Опрос
Актуальное
Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области

Сайт Результаты антивирусного сканирования
Праздники России
-->Праздники России
Кнопка сайта
Понравился сайт? Установите мой баннер на своём сайте.
Сайт учителя истории Четыркиной В. Е.

 Каталог файлов
Главная » Файлы » Методическая копилка

8 класс
15.01.2014, 11:40

Российская Империя на рубеже XVIII—ХIХ вв. (продолжение)

Цели урока:

- активизировать необходимые знания учащихся из курса истории России за 7 кл.;

- развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, анализа и работы с документами, картами.

План урока:

1. Сельское хозяйство;

II. Промышленность;

III. Политический строй России.

Новые термины: «капиталистые» крестьяне, отходничество, разложение феодальной системы и складывание капитализма.

Оборудование: Атласы, настенная карта «Российская империя в начале ХIХ в.»

Презентация к уроку

 

Ход урока

1. Характерные черты и особенности социально-экономического развития России в начале XIX века. (слайды 3,4)

 Сельское хозяйство и крестьянство

Беседа с учащимися

— Вспомните, какая отрасль экономики являлась основной в России в конце XVIII века? (Основная масса населения Российской Империи жила в деревне, поэтому основной формой экономики являлось сельское хозяйство. Россия на рубеже ХVIII—ХIХ вв. была преимущественно аграрной (сельскохозяйственной) страной.)

На рубеже веков в стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостничсская система землевладения.

— Кто являлся основным собственником земли?

— Кто обрабатывал землю?

— Каковы были отношения между помещиком и крестьянином?

(Крепостные крестьяне находились в собственности помещика. Последний по своей воле назначал виды и размеры феодальных повинностей. Помещик считал своей собственностью все имущество крестьянин и мог отнять у них все в любой момент. А их самих целыми деревнями, или семьями, или отдельно от семейства — продать, заложить, завещать. Неугодного крестьянина барин мог сдать в рекрутье, сослать без всякой вины в Сибирь или приказать высечь.)

— Какие феодальные повинности несли крестьяне перед помещиком? (Оброк — часть урожая (денег), отчуждаемая крестьянином в пользу помещика нз своего хозяйства; барщина — даровые работы в хозяйстве помещика.)

Основным условием существования феодально-крепостнической системы было наделение крестьян землей и господство натурального хозяйства, т. е. все необходимое производилось в рамках данного хозяйства.

Работа с документом (слайд 5)

Объяснение учителя

Однако известно, что урожайность в первой половине ХIХ века росла.

— За счет чего повышалась урожайность?

Увеличение урожайности происходило:

1) за счет увеличения пахотных земель, например, на юге страны,

2) за счет более интенсивной эксплуатации крестьян, более широкого вовлечения в сферу производства женщин и детей, на рубеже ХУIП—Х1Х вв. происходит массовый перевод помещичьих крестьян с оброка на барщину с целью повышения доходности помещичьих владений. В целом по России удельный вес барщинных крестьян увеличивается с 56% до 71%, т. к. производительность подневольного труда все время падала. Крестьянин не был радивым тружеником на барщине. Он не столько работал, сколько тянул время. Помещики постоянно жаловались на «лень» и «нерадение» мужика, который свой надел обрабатывал более тщательно, чем барскую землю. На вспашку одной десятины своего поля крестьянин тратил 1,5—2 дня, а барского — 3—4 дня (десятина — 1,092 гектара).

3) за счет районной специализации сельского хозяйства.

— Что такое районная специализация сельского хозяйства?

(Система хозяйства, при которой в определенной местности в силу природных и исторических причин преобладает тот или иной тип ведения сельского хозяйства, с определенным набором выращиваемых сельскохозяйственных культур или определенным видом животноводства.)

— Подумайте, какая отрасль экономики развивалась в связи с районной специализацией? (Торговля.)

Следует обратить внимание учащихся на то, что районная специализация подрывала натуральный характер сельского хозяйства.

Вывод: развитие сельского хозяйства в России на рубеже ХVIII- ХIХ вв. шло экстенсивным путем: применение улучшенных сельскохозяйственных орудий, несложных сельскохозяйственных машин и новых агротехнических приемов не получило сколько-нибудь значительного применения.

В начале ХIХ в. происходит процесс расслоения крестьянства, т. е. выделение бедняков, середняков и капита7исряых крестьян вследствие уменьшения крестьянских наделов и увеличение барской запашки, а также роста численности крестьян.

Капиталистые крестьяне — крестьяне, имевшие капитал и занимавшиеся предпринимательством.

Особенно в нечерноземных районах появлялось большое количество крестьян, которые не могли обеспечить свое существование и выполнение повинностей, занимаясь сельским хозяйством. Поэтому возникает такое явление как отходничество. Получив разрешение у помещика, крестьянин мог отправиться на заработки.

Отходники — крестьяне, временно ушедшие на заработки в города или на сельскохозяйственные работы в другие местности.

— Подумайте, какая феодальная повинность была для отходника основной? (Оброк.)

— Охарактеризуйте отношение крестьян к отходничеству, используя следующие пословицы и поговорки:

«Пошел в раздобытки, подвязавши мытки»

«Питер — бока вытер»

«Незачем далеко ходить, пока здесь хорошо»

«Чужая сторона протрет глаза»

«Хорошо на Дону, о дома лучше»

(Отходничество рассматривалось крестьянами как явление вынужденное, непривычное и нелегкое.)

— В каких районах страны отходничество было более развито? (В нечерноземных губерниях.)

II. Промышленность

-Какие отрасли экономики помимо сельского хозяйства развивались в России на рубеже ХVIII—ХIХ вв.? (Промышленность. Предприятия того времени — мануфактуры.)

В России мануфактуры появляются впервые в ХVII в. Особенностью развития мануфактур в России было использование подневольного труда (приписных и посессионных крестьян) и обслуживали эти мануфактуры, в первую очередь, нужды государства (пороховые, пушечные, металлургические).

(Слайд 6,7) Учащиеся делают выводы о развитии промышленности.

(Слайд 8) Учащиеся делают выводы о развитии торговли.

Вывод: основным условием существования феодально-крепостнической системы было наделение крестьян землей и господство натурального хозяйства, следовательно, развитие товарно-денежных отношений, отходничества, районная специализация, рост числа мануфактур и наемных рабочих из числа отходников, расслоение крестьянства разрушали феодально-крепостническую систему и свидетельствовали о появлении капиталистических отношений.

III. Политический строй России.

Беседа с учащимися

— Исходя из названия государства, можно сказать, кто его возглавлял? (слайд 9)

Необходимо раскрыть термин самодержавная монархия.

Самодержавная монархия — государство, в котором правителю (монарху) принадлежит неограниченная верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная).

Работа со схемой «Центральные органы власти в начале ХIХ в» (слайд 10)

Учащиеся должны вспомнить термины император, сенат, Синод,

коллегии.

Закрепление материала:

Вывод (слайд 11).

- Назовите особенности политического и экономического развития России в начале ХIХ в.

Домашнее задание с 4-5.

Дополнительные задания к уроку

тест с альтернативными ответами

Задания к уроку (на основе данных сделать выводы)

Категория: Методическая копилка | Добавил: история
Просмотров: 1331 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт учителя истории
Минута час бережёт
Категории раздела
Мои файлы [7]
Электронные тесты [7]
Календарно-тематическое планирование [7]
Развёрнутое календарно-тематическое планирование для 5-9 классов
Тесты по истории в Word [8]
Продукты проектной деятельности [3]
Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков [8]
Методическая копилка [45]
Разработки уроков,презентации, задания.
Работы учащихся с использованием ИКТ [6]
Готовимся к переводному экзамену. 7 класс [43]
Тесты и задания в Power Point [31]
Задания для интерактивной доской SMART Board в программе Notebook 6 класс [70]
Кроссворды в Excel [14]
Тренировочные тесты к урокам истории [30]
Новости
Переводчик
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Друзья сайта
  • Северо-Восточное управление министерства и образования и науки Самарской области
  • Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
  • Сетевое сообщество учителей
  • Ресурсы Интернет. История и обществознание.
  • СИПКРО
  • Компьютер на уроках истории
  • Сетевые образовательные сообщества "Открытый класс"
  • Страницы истории
  • Официальная Россия
  • ФЦИОР
  • Схемы по истории
  • Статистика
    Прогноз погоды
    Погода в России
    Поиск


    Сайт учителя истории Четыркиной В.Е.