Цели урока
-
Образовательные: познакомить учащихся с понятием "Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории. Раскрыть особенности перехода от эпохи Древнего мира к Средневековью, сформировать представление о мире варваров.
-
Развивающие: активизация терминологических знаний (полученных на уроках в 5 классе) позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений анализа иллюстративного материала, работы со схемами, картами, историческими источниками.
-
Воспитательные: тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека.
Оборудование:
-
Учебник по истории Средних веков (6 класс)
-
Мультимедийная презентация.
-
Проектор, компьютер, экран.
Планируемый результат:
Называть хронологические рамки периода Средневековья, объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам.
Знать понятия: «Средние века», архивы, хроники
Ход урока
(Слайд 1) Несколько слов об особенностях той эпохи, с которой знакомятся учащиеся. Особо обращая внимание на ассоциативные знания учеников (замки, рыцари, крестовые походы и т.д.) и контрасты Средневековья ("чёрная смерть”, Столетняя война, высокий уровень смертности, но необычайное жизнелюбие, нашедшее своё отражение в яркой городской культуре, архитектурных памятниках и т.д.). Важно подчеркнуть, что все эти особенности эпохи будут раскрыты и изучены на уроках.
(Слайд 2) Вводная беседа: Как назывался курс истории, который мы изучали в 5 классе? С историей каких государств Древнего мира мы познакомились? Какие события из истории этих государств вы помните?
(Слайд 3) Игра «Переводчик» Объясни значение слов: неравенство, демократия, религия, государство, республика, классы)
(Слайд 4) Игра «Жили ли они?» (Солон, Геракл, Перикл, Спартак, Хеопс, Гомер, Одиссей, Геродот, Мирон, Софокл, Филипп II, Посейдон, Ганнибал, Гера, Александр Македонский). Ученики называют кто исторических деятелей, чем известны. А также называют героев мифов и легенд, которые не жили.
(Слайд 5) На слайде появляется лента времени, разделённая на три составляющие. Сначала учитель характеризует эпохи до и после Средних веков (на ленте времени появляются надписи "Древний мир” и "Новое время”). Только затем определяется место Средневековья.
Происхождение термина Давая характеристику периоду Возрождения (самую общую) важно указать на то, как воспринимал себя тогда человек, какое место в мире он себе отводил, что считал главным.
Античность и Возрождение – две точки взлёта человеческого духа, апогей творческой мысли. А между ними – "провал” Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. "Тёмные века” – именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин "Средние века”.
Источники по истории Средних веков
Поскольку материал об исторических источниках подробно разбирался в самом начале курса истории в 5 классе, важно начать с активизации знаний учащихся.
- Что такое исторические источники и какими они бывают?
После перечисления переходим к рассмотрению различных типов источников, способствующих изучению периода Средневековья. (Слайды 7-11)
Закрепление: беседа по вопроса с 8 учебника Е. В. Агибалова « История средних веков»
Домашнее задание: читать стр. 6-8, вопросы с 8.
|