Цель урока: Познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.
Материально-дидактическое оснащение урока:
Материалы и оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран
Программное обеспечение: программа для презентаций «Power Point» (скачать с сервера)
Ожидаемые результаты: Показывать на исторической карте местоположение государства, объяснять, чем финикийский алфавит отличается от современного, знать достижения финикийцев, вклад их в мировую историю.
Ход урока.
Вопросы для повторения:
1. Какой город Двуречья становится главным?
2. Почему именно этот город?
3. При каком правителе он достиг наивысшего могущества?
4. Назовите годы правления Хаммурапи.
5. Каковы его заслуги?
6. Что мы узнали о вавилонском обществе из находки, обнаруженной французскими археологами в начале ХХ века?
7. Какие выводы вы сделали, самостоятельно проанализировав выдержки из законов Хаммурапи?
Изучение нового материала:
А. Задание по карте:
Найдите на восточном берегу Средиземного моря финикийские города: Тигр, Библ, Си дон.
— Давайте совершим туда путешествие и познакомимся с жителями этих городов, природой, узнаем, каким занятиям она благоприятствовали. Предлагаю прочитать п. 1 параграфа 15. (Комментированное чтение вслух, обсуждение прочитанного)
Природные условия благоприятствовали:
1) выращиванию оливок и винограда: вино и масло;
2) использованию строительного леса в кораблестроении;
З) развитию торговли.
Б. Финикийцы прославились как искусные ремесленники. Получая медь с Кипра, серебро и свинец из Малой Азии, золото из Египта, финикийские мастера добиваются огромного успеха в обработке металлов. Ювелирные изделия Финикии высоко ценились греками, евреями, египтянами. Прекрасный сбыт имели также стеклянные изделия финикийских мастеров. Античные авторы были убеждены, что стекло изобрели финикийцы.
Однажды финикийский торговый корабль, рассказывается в древнем предании, везший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки но не нашли камней, на которые можно было бы их поставит. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: От костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость н была стеклом.
Правда, учителями финикийцев в этом ремесле были египтяне и вавилоняне, но именно в Финикии эта отрасль ремесла достигла наибольшего совершенства
В. Необычайно развилось в Финикии и красильное дело, особенно окраска тканей в пурпурный цвет. Современных химических красителей в древности не существовало. Краска могла быть либо минеральной (добытой из земли), либо растительного, либо животного происхождения. Как же добывали пурпурную краску? Опытные ныряльщики погружались на дно моря и, рискуя жизнью, добывали маленькие раковины с улитками. Из каждого моллюска выжималась капелька драгоценной жидкости, дававшая возможность окрашивать одежды в различные оттенки пурпурного цвета: розовый, алый, лилово-красный. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, они не выгорали и не линяли при стирке. Цена на пурпурные ткани была огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: цари, жрецы и военачальники.
Г. Вино, оливки, изделия ремесла, строительный лес финикийцы обменивали на пшеницу, так как на узком побережье Южной Финикии, прижатом к морю Ливанским горным хребтом, мало было простора для земледельцев. Своего хлеба не хватало, его приходилось ввозить из соседних стран.
Д. Финикийцы слыли отважными мореплавателями. Когда египетский фараон Нехо задумал (около 600 г. до н.э.) снарядить путешествие вокруг Африки, то он обратился именно к финикийским морякам, которые, отплыв из Египта по Красному морю, вернулись через три года с запада по Средиземному морю.
Задание. Покажите путь, проделанный финикийскими моряками, на карте.
Е. Однако финикийцы пользовались дурной славой жадных и хитрых работорговцев.
— давайте познакомимся (см. учебник, стр. 71 (внизу) с текстом «Как финикийцы похитили женщин» (по рассказу Геродота).
Рабов финикийцы использовали в качестве гребцов, чернорабочих, грузчиков, продавали этот живой товар в другие страны.
Ж. Важным изобретением финикийцев явилось создание алфавита.
Задание:
1) Прочитайте п.4 параграфа 15 и ответьте на вопросы:
— Что побудило финикийцев сделать это изобретение?
Финикийским купцам для успешной торговли необходимо было вести записи. Они познакомились с египетским письмом и схватились за голову: нет, такое письмо нам не подходит! (Вспомните, в чем трудности египетского письма.) Финикийцы познакомились с клинописью, она им также показалась сложной, (Чем?) Тогда финикийцы создали собственное письмо — древнейший в мире алфавит.
— Чем отличался финикийский алфавит от египетского письма и клинописи?
— Почему им овладеть было намного легче? В чем особенность финикийского письма?
2) — Какое всемирное значение имело изобретение финикийцами алфавита?
Домашнее задание:
1) Прочитайте параграф 15, ответьте на вопросы к 15.
2) Выпишите новые понятия в тетрадь.
|