Цель урока: Ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Междуречья.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.
Материально-дидактическое оснащение урока:
Материалы и оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран
Программное обеспечение: программа для презентаций «Power Point» (скачать с сервера)
Ожидаемые результаты: Показывать на карте местоположение государства, сравнивать географическую среду Египта и Двуречья. Уметь объяснять понятия: Двуречье или Междуречье, клинопись.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы начнем знакомство с еще одной земледельческой цивилизацией, которая получила несколько названий: Месопотамия, Двуречье, Междуречье. Собственно говоря, у этих названий один смысл: это страна, которая лежит между двумя большими полноводными реками Тигр и Евфрат.
Обратимся к карте: представим себе, что из древнего Египта мы отправились на северо-восток. Путь нам преграждает Красное море. Пройдя по перешейку между Красным и Средиземным морями, мы попадем на север Синайского полуострова. Здесь начинается Азия. Далее простирается огромная пустыня. Лишь через много дней странствий по пескам с караваном верблюдов путник вновь смог бы увидеть край, похожий на чудесный сад.
Вопрос (по карте): до какой реки мы дошли? (Евфрат)
Эта река берет свое начало южнее Кавказских гор.
— Куда она впадает? (В Персидский залив)
Так же и река Тигр начинает свое течение высоко в горах и несет свои воды в Персидский залив. Здесь и возникла одна из древнейших цивилизаций — Двуречье. Но цветущей и плодородной она стала не сразу. Первоначально здесь было огромное болото, над которым вились тучи насекомых, разносивших повсюду болезни. Люди, селившиеся среди болот, занимались охотой и собирательством.
В Междуречье так же, как и в Египте, очень рано произошел переход от собирательства к земледелию, возникло государство, развивались письменность и научные знания.
Благодаря каким природным условиям произошли эти перемены? Найдите сходство с природными условиями Египта.
— Какими двумя ценными для человека свойствами обладала эта почва? (Плодородием и мягкостью)
— Предположите, какую роль для древних жителей Двуречья играло второе свойство почвы? (Ее можно разрыхлить, не имея металлических орудий.)
— Сделайте вывод о том, что природа Двуречья так же, как и Египта, благоприятствовала развитию земледелия.
Северное Междуречье покрыто горами со снежными шапками на вершинах. Южное Междуречье — низменная равнина. Не сразу на ней появились цветущие сады и зеленеющие поля. Так же, как и египтянам, жителям Южного Двуречья приходилось преодолевать неблагоприятные условия.
Какие? (Ответ находят в учебнике: 13, п. 1.)
Настоящим бедствием были обширные болота, в которых тонули животные и люди. Над топями вились тучи комаров и мух.
Нередко сильные ветры гнали воды Персидского залива назад, в устье Тигра и Евфрата. Реки вздувались, выходили из низких берегов. Начиналось страшное разрушительное наводнение. Бушующие воды смывали посевы, уничтожали целые поселки, губили все живое вокруг.
Это явление вызвало к жизни миф о потопе. Давайте прочитаем его на стр. 65 (внизу)
— О чем мы узнали из этого мифа?
— Каким по масштабам, в представлении жителей Южного Двуречья, был потоп?
— Чему учит нас этот миф?
Чтобы защищать поля от разливов Тигра и Евфрата и создавать запасы воды (на время засухи), жители Двуречья рыли каналы, сооружали плотины, копали колодцы (на высоких иссушенных солнцем участках). Благодаря труду многих поколений долина Тигра и Евфрата превратилась в плодородную страну, дающую небывалые урожаи.
Труднее обстояло дело с сырьем, необходимым для строительства и ремесла. Значительных лесных массивов в стране не было. Приходилось использовать стволы пальм, тонкие ивы, а мощные бревна кедров и кипарисов доставлять с большим трудом с отдаленных гор.
На месте имелись в изобилии лишь глина и тростник, и их использовали самыми разнообразными способами. Жилища сплетались из тростника и обмазывались глиной, а позднее складывались из кирпича-сырца. Дома строились в 1-2 этажа. Войдем в такой дом: вместо деревянной двери (она стоила очень дорого) обычно висел коврик. В жару ,в комнатах была прохлада и полутьма. Это от того, что дом не имел окон (их отсутствие спасало от нестерпимого зноя). Между верхним краем стены и плоской крышей была оставлена щель, через которую внутрь проникали свет и воздух. Дом имеет внутренний двор, в который ведут выходы из отдельных помещений. (Рис. в учебнике, с.69)
Древние жители Междуречья широко использовали глину - малоценный, на первый взгляд, вид сырья. Из нее делали кирпичи, которые сушили на солнце или обжигали в печи (обожженный кирпич не менее прочен, чем камень!), глинобитные полы в домах, тарелки, горшки для варки пищи, бочки для хранения зерна и растительного масла, печи и трубы, осветительные лампы, детские игрушки, гробы, таблички, на которых писали, конверты для писем и многое другое. Недаром в Двуречье возник миф о том, что боги создали человека, вылепив его из глины. Вот какое значение придавали глине!
Многие сельскохозяйственные орудия (мотыги, даже серпы и зернотерки) ухитрялись делать из глины!
В садах росли яблони, гранатовые и инжирные деревья. Самым распространенным садовым деревом была финиковая пальма. В древности было известно около 360 способов ее использования: свежие или сушеные финики служили пищей; косточки использовались кузнецами вместо угля в виде топлива, листья шли на плетение, из лыка делали веревки и т.д.
Развитие сельского хозяйства и ремесла приводило к быстрому росту населения. Появляются значительные поселения, и некоторые из них превращаются в города, окруженные стенами. Самыми крупными были Ур и Урук.
Задание: Найдите их на карте
Жителями этих городов были шумеры. (Они пришли к берегам Тигра и Евфрата с востока) По внешнему виду шумеров трудно смешать с другими народами. Приземистые фигуры, округлые лица, выдающиеся носы, отсутствие бороды и усов — все это сильно отличает их от соседей.
— Какие научные знания развивались в Древнем Двуречье?
Наибольшие достижения были сделаны в сфере математики и астрономии.
В крупных храмовых и царских хозяйствах Шумера работали десятки счетоводов, которые производили с большой точностью подсчеты продуктов и рабочей силы вплоть до вычисления дробей.
В строительстве зданий и ирригационных сооружений (система орошения полей из каналов и дамб) требовалось знание арифметики и геометрии.
Научная деятельность развивалась под воздействием религии. Так, число 60 считалось священным. Жители Двуречья час делили на 60 минут, а окружность на 360 градусов.
Астрономия была тесно связана с астрологией. Астрономы верили, что небесные светила воздействуют на судьбу отдельного человека и целых народов. Предсказывались солнечные и лунные затмения, время наибольшего приближения Луны к Земле.
В Двуречье был выработан солнечно-лунный календарь, распространившийся по всей Передней Азии. (Западную часть Азии называют Передней Азией.)
Писцы Двуречья составляли списки растений, животных и минералов. Тщательно изучалось строение тела жертвенных животных, до нас дошли прекрасно выполненные из глины модели печени. Служили они для гадания, но фактически становились учебными пособиями для ознакомления с анатомией.
Медицина также испытывала на себе воздействие магии. Причины болезней объясняли проникновением в тело больного злого духа, злоумышлениями колдунов, кознями ведьмы и т.д.
Лучшими средствами лечения считались заклинания, молитвы, сожжение фигурок ведьм, а лекарства играли дополнительную роль. Однако отваживались производить сложные глазные операции, в случае неудачи рискуя подвергнуться жестокому наказанию (отрубанию кисти руки).
Так же, как и в Египте, в Двуречье зародилась письменность, получившая название клинопись. Это название было дано по характерному облику письменных знаков, напоминающих порой беспорядочное нагромождение клиньев.
В Двуречье было много школ. В них обучались только дети жрецов, управляющих, чиновников, капитанов кораблей и других высокопоставленных лиц, так как образование стоило очень дорого. Однако известен случай, когда школу окончил одаренный мальчик-раб. Давайте и мы с вами побываем в одной из таких школ. Она находится во дворе за глинобитной стеной. На глиняных скамейках сидят по двое и по трое мальчики — «дети школы». Занятия продолжаются ежедневно от восхода до заката.
— Сделайте таблички, — приказывает учитель с розгой в руках. Его называют «отцом школы».
Мальчики берут комки влажной глины и лепят из них плоские таблички. Потом нужно провести несколько горизонтальных линий и табличка готова.
— Пишите, — продолжает «отец школы». Он произносит отдельные слоги и целые слова, а ученики выдавливают заостренными палочками на глине клинописные знаки.
До нас дошли сотни тысяч клинописных текстов. (Глина лучше сохраняется, чем папирус) Благодаря этому мы имеем возможность достаточно точно и подробно ознакомиться с жизнью, занятиями, бытом, культурой и верованиями народов Междуречья.
Закрепление: игра «Испорченные рукописи» (слайд презентации)
Домашнее задание:
1) Прочитайте § 13
2) Ответьте на вопросы на с. 66.
З) *Составьте рассказ о своем путешествии на машине времени в Двуречье.
4) Выпишите новые понятия.
|