Воскресенье, 05.05.2024, 03:30

logo

Главная
  RSS
ВЫ ЗАШЛИ НА САЙТ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ СОШ С. САВРУХА М.Р. ПОХВИСТНЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.  РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС! 
Меню сайта
Акция
СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции
Опрос
Актуальное
Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области

Сайт Результаты антивирусного сканирования
Праздники России
-->Праздники России
Кнопка сайта
Понравился сайт? Установите мой баннер на своём сайте.
Сайт учителя истории Четыркиной В. Е.

 Каталог файлов
Главная » Файлы » Методическая копилка

5 класс
[ Скачать с сервера (1.72 Mb) ] 01.04.2011, 08:46
Цель урока: Ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Междуречья.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.

Материально-дидактическое оснащение урока:

Материалы и оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран

Программное обеспечение: программа для презентаций «Power Point» (скачать с сервера)

Ожидаемые результаты: Показывать на карте местоположение государства, сравнивать географическую среду Египта и Двуречья. Уметь объяснять понятия: Двуречье или Междуречье, клинопись.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы начнем знакомство с еще одной земледельческой цивилизацией, которая получила несколько названий: Месопотамия, Двуречье, Междуречье. Собственно говоря, у этих названий один смысл: это страна, которая лежит между двумя большими полноводными реками Тигр и Евфрат.

Обратимся к карте: представим себе, что из древнего Египта мы отправились на северо-восток. Путь нам преграждает Красное море. Пройдя по перешейку между Красным и Средиземным морями, мы попадем на север Синайского полуострова. Здесь начинается Азия. Далее простирается огромная пустыня. Лишь через много дней странствий по пескам с караваном верблюдов путник вновь смог бы увидеть край, похожий на чудесный сад.

Вопрос (по карте): до какой реки мы дошли? (Евфрат)

Эта река берет свое начало южнее Кавказских гор.

Куда она впадает? (В Персидский залив)

Так же и река Тигр начинает свое течение высоко в горах и несет свои воды в Персидский залив. Здесь и возникла одна из древнейших цивилизаций — Двуречье. Но цветущей и плодородной она стала не сразу. Первоначально здесь было огромное болото, над которым вились тучи насекомых, разносивших повсюду болезни. Люди, селившиеся среди болот, занимались охотой и собирательством.

В Междуречье так же, как и в Египте, очень рано произошел переход от собирательства к земледелию, возникло государство, развивались письменность и научные знания.

Благодаря каким природным условиям произошли эти перемены? Найдите сходство с природными условиями Египта.

— Какими двумя ценными для человека свойствами обладала эта почва? (Плодородием и мягкостью)

— Предположите, какую роль для древних жителей Двуречья играло второе свойство почвы? (Ее можно разрыхлить, не имея металлических орудий.)

— Сделайте вывод о том, что природа Двуречья так же, как и Египта, благоприятствовала развитию земледелия.

Северное Междуречье покрыто горами со снежными шапками на вершинах. Южное Междуречье — низменная равнина. Не сразу на ней появились цветущие сады и зеленеющие поля. Так же, как и египтянам, жителям Южного Двуречья приходилось преодолевать неблагоприятные условия.

Какие? (Ответ находят в учебнике: 13, п. 1.)

Настоящим бедствием были обширные болота, в которых тонули животные и люди. Над топями вились тучи комаров и мух.

Нередко сильные ветры гнали воды Персидского залива назад, в устье Тигра и Евфрата. Реки вздувались, выходили из низких берегов. Начиналось страшное разрушительное наводнение. Бушующие воды смывали посевы, уничтожали целые поселки, губили все живое вокруг.

Это явление вызвало к жизни миф о потопе. Давайте прочитаем его на стр. 65 (внизу)

— О чем мы узнали из этого мифа?

— Каким по масштабам, в представлении жителей Южного Двуречья, был потоп?

— Чему учит нас этот миф?

Чтобы защищать поля от разливов Тигра и Евфрата и создавать запасы воды (на время засухи), жители Двуречья рыли каналы, сооружали плотины, копали колодцы (на высоких иссушенных солнцем участках). Благодаря труду многих поколений долина Тигра и Евфрата превратилась в плодородную страну, дающую небывалые урожаи.

Труднее обстояло дело с сырьем, необходимым для строительства и ремесла. Значительных лесных массивов в стране не было. Приходилось использовать стволы пальм, тонкие ивы, а мощные бревна кедров и кипарисов доставлять с большим трудом с отдаленных гор.

На месте имелись в изобилии лишь глина и тростник, и их использовали самыми разнообразными способами. Жилища сплетались из тростника и обмазывались глиной, а позднее складывались из кирпича-сырца. Дома строились в 1-2 этажа. Войдем в такой дом: вместо деревянной двери (она стоила очень дорого) обычно висел коврик. В жару ,в комнатах была прохлада и полутьма. Это от того, что дом не имел окон (их отсутствие спасало от нестерпимого зноя). Между верхним краем стены и плоской крышей была оставлена щель, через которую внутрь проникали свет и воздух. Дом имеет внутренний двор, в который ведут выходы из отдельных помещений. (Рис. в учебнике, с.69)

Древние жители Междуречья широко использовали глину - малоценный, на первый взгляд, вид сырья. Из нее делали кирпичи, которые сушили на солнце или обжигали в печи (обожженный кирпич не менее прочен, чем камень!), глинобитные полы в домах, тарелки, горшки для варки пищи, бочки для хранения зерна и растительного масла, печи и трубы, осветительные лампы, детские игрушки, гробы, таблички, на которых писали, конверты для писем и многое другое. Недаром в Двуречье возник миф о том, что боги создали человека, вылепив его из глины. Вот какое значение придавали глине!

Многие сельскохозяйственные орудия (мотыги, даже серпы и зернотерки) ухитрялись делать из глины!

В садах росли яблони, гранатовые и инжирные деревья. Самым распространенным садовым деревом была финиковая пальма. В древности было известно около 360 способов ее использования: свежие или сушеные финики служили пищей; косточки использовались кузнецами вместо угля в виде топлива, листья шли на плетение, из лыка делали веревки и т.д.

Развитие сельского хозяйства и ремесла приводило к быстрому росту населения. Появляются значительные поселения, и некоторые из них превращаются в города, окруженные стенами. Самыми крупными были Ур и Урук.

Задание: Найдите их на карте

Жителями этих городов были шумеры. (Они пришли к берегам Тигра и Евфрата с востока) По внешнему виду шумеров трудно смешать с другими народами. Приземистые фигуры, округлые лица, выдающиеся носы, отсутствие бороды и усов — все это сильно отличает их от соседей.

Какие научные знания развивались в Древнем Двуречье?

Наибольшие достижения были сделаны в сфере математики и астрономии.

В крупных храмовых и царских хозяйствах Шумера работали десятки счетоводов, которые производили с большой точностью подсчеты продуктов и рабочей силы вплоть до вычисления дробей.

В строительстве зданий и ирригационных сооружений (система орошения полей из каналов и дамб) требовалось знание арифметики и геометрии.

Научная деятельность развивалась под воздействием религии. Так, число 60 считалось священным. Жители Двуречья час делили на 60 минут, а окружность на 360 градусов.

Астрономия была тесно связана с астрологией. Астрономы верили, что небесные светила воздействуют на судьбу отдельного человека и целых народов. Предсказывались солнечные и лунные затмения, время наибольшего приближения Луны к Земле.

В Двуречье был выработан солнечно-лунный календарь, распространившийся по всей Передней Азии. (Западную часть Азии называют Передней Азией.)

Писцы Двуречья составляли списки растений, животных и минералов. Тщательно изучалось строение тела жертвенных животных, до нас дошли прекрасно выполненные из глины модели печени. Служили они для гадания, но фактически становились учебными пособиями для ознакомления с анатомией.

Медицина также испытывала на себе воздействие магии. Причины болезней объясняли проникновением в тело больного злого духа, злоумышлениями колдунов, кознями ведьмы и т.д.

Лучшими средствами лечения считались заклинания, молитвы, сожжение фигурок ведьм, а лекарства играли дополнительную роль. Однако отваживались производить сложные глазные операции, в случае неудачи рискуя подвергнуться жестокому наказанию (отрубанию кисти руки).

Так же, как и в Египте, в Двуречье зародилась письменность, получившая название клинопись. Это название было дано по характерному облику письменных знаков, напоминающих порой беспорядочное нагромождение клиньев.

В Двуречье было много школ. В них обучались только дети жрецов, управляющих, чиновников, капитанов кораблей и других высокопоставленных лиц, так как образование стоило очень дорого. Однако известен случай, когда школу окончил одаренный мальчик-раб. Давайте и мы с вами побываем в одной из таких школ. Она находится во дворе за глинобитной стеной. На глиняных скамейках сидят по двое и по трое мальчики — «дети школы». Занятия продолжаются ежедневно от восхода до заката.

— Сделайте таблички, — приказывает учитель с розгой в руках. Его называют «отцом школы».

Мальчики берут комки влажной глины и лепят из них плоские таблички. Потом нужно провести несколько горизонтальных линий и табличка готова.

— Пишите, — продолжает «отец школы». Он произносит отдельные слоги и целые слова, а ученики выдавливают заостренными палочками на глине клинописные знаки.

До нас дошли сотни тысяч клинописных текстов. (Глина лучше сохраняется, чем папирус) Благодаря этому мы имеем возможность достаточно точно и подробно ознакомиться с жизнью, занятиями, бытом, культурой и верованиями народов Междуречья.


Закрепление: игра «Испорченные рукописи» (слайд презентации)


Домашнее задание:

1) Прочитайте § 13

2) Ответьте на вопросы на с. 66.

З) *Составьте рассказ о своем путешествии на машине времени в Двуречье.

4) Выпишите новые понятия.

Категория: Методическая копилка | Добавил: история
Просмотров: 4534 | Загрузок: 511
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт учителя истории
Минута час бережёт
Категории раздела
Мои файлы [7]
Электронные тесты [7]
Календарно-тематическое планирование [7]
Развёрнутое календарно-тематическое планирование для 5-9 классов
Тесты по истории в Word [8]
Продукты проектной деятельности [3]
Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков [8]
Методическая копилка [45]
Разработки уроков,презентации, задания.
Работы учащихся с использованием ИКТ [6]
Готовимся к переводному экзамену. 7 класс [43]
Тесты и задания в Power Point [31]
Задания для интерактивной доской SMART Board в программе Notebook 6 класс [70]
Кроссворды в Excel [14]
Тренировочные тесты к урокам истории [30]
Новости
Переводчик
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Друзья сайта
  • Северо-Восточное управление министерства и образования и науки Самарской области
  • Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
  • Сетевое сообщество учителей
  • Ресурсы Интернет. История и обществознание.
  • СИПКРО
  • Компьютер на уроках истории
  • Сетевые образовательные сообщества "Открытый класс"
  • Страницы истории
  • Официальная Россия
  • ФЦИОР
  • Схемы по истории
  • Статистика
    Прогноз погоды
    Погода в России
    Поиск


    Сайт учителя истории Четыркиной В.Е.