Воскресенье, 05.05.2024, 08:27

logo

Главная
  RSS
ВЫ ЗАШЛИ НА САЙТ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ СОШ С. САВРУХА М.Р. ПОХВИСТНЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.  РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС! 
Меню сайта
Акция
СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции
Опрос
Актуальное
Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области

Сайт Результаты антивирусного сканирования
Праздники России
-->Праздники России
Кнопка сайта
Понравился сайт? Установите мой баннер на своём сайте.
Сайт учителя истории Четыркиной В. Е.

 Каталог файлов
Главная » Файлы » Методическая копилка

5 класс
[ Скачать с сервера (976.1 Kb) ] 24.03.2011, 10:31

Тема урока: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»

Цель урока: Познакомить учащихся с населением Древней Аттики и процессами взаимоотношений между ними.

Презентацию и задания в Power Point и для интерактивной доски скачать с сервера.


Ход урока.


1. Повторение изученного материала:

1. Подумайте, кто из героев мифов мог бы выразить свое родительское горе такими словами:

а) Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в. гибели сына! Знаю, знаю, человек не птица... Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты! Верьте, небо станет под властно людям! (Дедал)

б) Горе... Горе мне! Дочь предала отца и бежала с ненавистным чужеземцем! Мог ли я подумать, что она отдаст ему чудо действенную мазь! И зачем я только позволил ей научиться волшебству! Нет у меня больше дочери. (Царь — отец Медеи)

в) Афиняне, я узнаю в морской дали корабль! О, лучше бы мои старые глаза ослепли, чем видеть этот страшный цвет парусов! Мой сын погиб... Будь проклято рогатое чудовище! Жить больше не хочу и не могу! (Эгей)

г) Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава! Верните мне дочь! (Деметра)

2. Оком идет речь:

Герой, наказанный богами тем, что выполнял бессмысленную работу. (Сизиф)

— Бог огня, покровитель кузнечного дела. (Гефест)

— Одноглазый великан. (Циклоп)

— Легендарный зодчий, построивший знаменитый лабиринт на острове Крит. (Дедал)

—Муза; покровительница истории. (Клио)

— Бог, покровитель искусств. (Аполлон)

3. Разгадайте ребус:

Бог, препятствовавший Одиссею во время его скитаний. (Посейдон)

4. Назовите древнегреческих богов и героев, которым посвящены поэтические строки:

Был твой божественный порыв

Преступно добрым плод желанья

Людские уменьшить страданья,

Наш дух и волю укрепив.

И, свергнут с горной высоты,

Сумел так мужественно ты,

Так гордо принести свой жребий,

Противоборствуя судьбе, — Ни на Земле, ни даже в Небе

Никем не сломленный в борьбе,

Что смертным ты пример явил

И символ их судеб и сил.

(Байрон о Прометее)

* * *

Державный тирс в его руках;

Венец желтеет виноградный

В чернокудрявых волосах...

Течет. Его младые тигры

С покорной яростью влекут;

Кругом летят эроты, игры —

И гимны в честь ему поют.

(Пушкин о Дионисе)


II. Изучение нового материала:


1. Задание: Прочитайте введение к § 29, 1 абзац.

Запись в тетради:

Полисы - небольшие города- государства. (Слайды 2,3)

2. (Карта слайд 4) Мы с вами уже говорили о том, что на Балканском полуострове не сложилось единого государства. Почти в каждой горной долине (а Греция — горная страна), на каждом острове Средиземного и, прежде всего, Эгейского моря образовалось самостоятельное государство. В каждом таком, очень небольшом по территории государстве были свои правители и войско, были установлены законы, на основ которых судили население. Наибольшую роль в истории древней Греции сыграли два государства: Афинское и Спартанское. Но, прежде чем рассмотреть историю этих государств, охарактеризуем природные Греции, ее географическое положение.

Вопрос: Почему это важно? (Потому что именно эти критерии определяют образ жизни, занятия людей, их быт верования.)


Море: Греция со всех сторон, кроме северной, окружена морем. В жизни древних греков море играло громадную роль. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Еще детьми греки учились плавать, грести, ставить парус, бороться с волнами. В незапамятные времена греки стали морским народом. (Вспомните миф об аргонавтах) Они строили корабли, похожие на большие деревянные лодки и имевшие мачту с парусом. Экипаж корабля был довольно многочислен: вдоль бортов сидело 50 гребцов, на корме стоял кормчий (рулевой), управлявший кораблем с помощью большого весла.

Вопросы: В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море.

  • Почему древнегреческие мореплаватели боялись штормов и бурь больше, чем моряки наших дней?

  • Почему греки могли заблудиться в открытом море?

  • Почему этого не боятся современные моряки?

  • Почему греческие моряки вынуждены были часто приставать к берегу? (Корабль имел небольшие размеры и многочисленный экипаж: запасов воды и продовольствия надолго не хватало.)

Горы: Горные хребты пересекают Грецию вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции — Олимп — расположена в северо-восточной части страны. Греки никогда не поднимались на покрытую снегом вершину Олимпа, они верили, что там расположены дворцы богов.

Вопрос: Сходные верования существовали в Индии. О какой горе шла речь в индийских сказаниях?

В горах Греции было много полезных ископаемых: руды — железная, медная и серебряная, большие запасы хорошей глины и разнообразные породы строительного камня.

Каменистые склоны гор голы или покрыты низкорослыми деревьями с искривленными стволами. Такой лес не годился для построек. Кора и листья кустарников служили пищей козам и овцам, которые карабкались по крутым склонам. Хвойный строевой лес рос в древности только на севере Греции да кое-где на юге (Пелопоннес), он представлял огромную ценность для населения страны.

В горах Греции в глубокой древности водились кабаны, медведи и даже львы. Хищники нападали на скот и работающих в поле земледельцев. пастухов. Было много ядовитых змей.

Вопрос: Вспомните, что представляли собой почвы в Египте? Как они образовались? Какими двумя ценными для земледельцев свойствами они обладали? (Плодородие, мягкость)

Почва: В Греции мало плодородных земель, почвы каменистые и скудные, поэтому полей и пастбищ не хватало.

Реки: В Греции нет полноводных рек, подобных Нилу, Тигру. Когда в марте в горах тают снега, переполняются водой, бурлят и клокочут. Подойдешь близко к горной реке — не услышишь собственного голоса. Опасно переправляться через, нее и совсем невозможно плыть по ней на лодке. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара (до в тени) — выгорает трава и склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Ищешь горную реку, но где же она? Лишь маленький ручеек течёт по дну русла.

Вопросы:

— Как природа Греции влияет на развитие земледелия и скотоводства?

— Каким занятиям она благоприятствует?

Греция — бедная страна, в древности с трудом обеспечивала себя хлебом. В то же время ее природные условия благоприятствовали развитию ремесел (кузнечного, оружейного, гончарного, ювелирного, ткацкого), мореплаванию, рыбной ловле.

Слайд 5


Афинское государство образовалось в Средней Греции в области Аттика. В западной части Аттики расположена равнина, где можно было заниматься земледелием. Почти вся остальная Аттика покрыта горами, в горных районах жители разводили овец, свиней, коз.

В прибрежных районах жили рыбаки, промышлявшие ловом морской рыбы.

В Аттике выращивали ячмень, он меньше пшеницы страдает от недостатка влаги. Греки мололи ячмень и варили из муки похлебку или крутую кашу. Иногда приготавливали ячменные лепешки, но их часто не выпекали, а сушили на солнце.

Превосходно в этом климате росли виноград и оливки.


Слайд 6

— Охарактеризуйте значение оливковых деревьев в жизни древних греков.

Оливковое дерево живет 250 лет и более, а плоды дает только на 16-18-й год. Поэтому войны наносили страшный ущерб разведению оливок. Можно представить себе горе и отчаяние крестьян, когда враги во время военного набега вырубали масличные деревья

На склонах холмов в Аттике, как и повсюду в Греции, выращивали виноград. Кусты винограда имели длинный гибкий стебель, который подпирали жердями. Спелые грозди винограда срезали и складывали в четырехугольный чан на высоких ножках.

Затем греки тщательно мыли ноги и ногами давили виноград. Это был тяжелый труд, и потому занимались им мужчины. Выжатый сок стекал по желобкам в подставленные сосуды.

Обычной едой древних греков была ячменная лепёшка (или каша), белый сыр из овечьего молока, жареная рыба (мясо стоило дорого), овощи, оливки, чаша вина, сильно разбавленного водой.

Чистое Вино греки не пили, пьянство осуждали, справедливо считая, что оно не доведет до добра. (Вспомните, как вино погубило Циклопа Полифема).

«Стало Шуметь огневое вино в голове людоеда …» .

Богатство природы Аттики ярко описывается в историческом документе, дошедшем до наших дней («О доходах» Ксенофонта) (слайд 7)

Из него мы узнаем, что центром ремесел и торговли становятся города. В Аттике таким центром стал главный Город Афины. Это один из самых древних городов Европы, который возник в 5-б км от моря.

Вопрос: Как вы думаете, почему город не был основан на берегу? (Жители боялись внезапных нападений пиратов на прибрежные селения)

О происхождении названия этого города существует миф.

Задание: Прочитайте миф «О споре Афины с Посейдоном» Почему горожанам не понравился подарок Посейдона? Почему было решено назвать город именем богини Афины?

Обратите внимание на с. 141 учебника. Здесь изображена древняя афинская монета. На одной стороне голова богини Афины, на другой сова, священная птица богини.


Рассмотрим каким же было общественное устройство Афинском государстве в VIIIVII вв. до н.э. (Слайд 9)

Назовите небольшую группу населения Аттики, которой принадлежали лучшие земли и власть.

—Как называлось остальное свободное население? Кто в него входил?

— Какая часть населения не входила в состав демоса?


Задание:

—Прочитайте п.4

— Почему крестьяне Аттики бедствовали? Как они теряли землю и свободу?


Выполнения задания: Расположите в правильной последовательности.

К чему вело такое положение?

Слайд 10

Демос требовал отмены долгового рабства и участия в управлении государством.


Домашнее задание:

1) Прочитайте § 29.

2) Ответьте на вопросы к параграфу.

3) Выпишите в тетрадь новые понятия.

4) Подготовьте сообщение о природных условиях Греции, занятиях жителей Аттики, общественном устройстве.

Категория: Методическая копилка | Добавил: история
Просмотров: 9424 | Загрузок: 1060
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт учителя истории
Минута час бережёт
Категории раздела
Мои файлы [7]
Электронные тесты [7]
Календарно-тематическое планирование [7]
Развёрнутое календарно-тематическое планирование для 5-9 классов
Тесты по истории в Word [8]
Продукты проектной деятельности [3]
Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков [8]
Методическая копилка [45]
Разработки уроков,презентации, задания.
Работы учащихся с использованием ИКТ [6]
Готовимся к переводному экзамену. 7 класс [43]
Тесты и задания в Power Point [31]
Задания для интерактивной доской SMART Board в программе Notebook 6 класс [70]
Кроссворды в Excel [14]
Тренировочные тесты к урокам истории [30]
Новости
Переводчик
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Друзья сайта
  • Северо-Восточное управление министерства и образования и науки Самарской области
  • Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
  • Сетевое сообщество учителей
  • Ресурсы Интернет. История и обществознание.
  • СИПКРО
  • Компьютер на уроках истории
  • Сетевые образовательные сообщества "Открытый класс"
  • Страницы истории
  • Официальная Россия
  • ФЦИОР
  • Схемы по истории
  • Статистика
    Прогноз погоды
    Погода в России
    Поиск


    Сайт учителя истории Четыркиной В.Е.