Презентацию и задания для интерактивной доски скачать с сервера.
Задачи урока:
• показать предпосылки экономического кризиса, его мировой характер, проявления кризиса в разных странах мира;
• охарактеризовать основные мероприятия, проводившиеся в рамках «Нового курса» в США;
• сравнить пути выхода из кризиса, предложенные левыми силами, либеральными реформаторами и фашистами;
• раскрыть политику правительства Народного фронта во Франции.
План урока
1. Эпоха «процветания» на Западе.
2. Великая депрессия.
3. Преодоление кризиса в США.
4. Кризис в Англии и Франции.
Основные понятия: Великая депрессия; экономический либерализм; массовое производство; финансовая «пирамида»; «Новый курс»; США; девальвация; дефицит бюджета; золотой стандарт валюты; Народный фронт.
Даты: 1929—1933 гг. — мировой экономический кризис, Великая депрессия; 1934 г. — попытка фашистского переворота во Франции. Имена в материале параграфа: Г. Форд; Г. Гувер; Ф. д. Рузвельт; Дж. Р. Макдональд; Л. Блюм.
Ход урока:
1.Учитель отмечает отличительные черты и наиболее характерные проявления «процветания» стран Запада после Первой мировой войны в 1920-е годы. (Слайд 2)
Причины стабилизации послевоенного развития стран Запада в 1920-е гг.:
а) революционные движения в Европе были подавлены;
б) произошло расширение рынков сбыта продукции;
в) побежденные государства стали выплачивать репарации;
г) были отменены ограничения военного времени;
д) сократилось государственное регулирование экономики.
Отметить: в Советской России (СССР) в этот период также происходил процесс стабилизации, связанный со сменой политики «военного коммунизма» на «новую экономическую политику» (НЭП). в результате Первой мировой войны экономическим лидером на планете становятся США.
Задание: перечислить причины бурного экономического развития Соединенных Штатов в 1920-е гг. государство не пострадало во время Первой мировой войны, извлекало выгоды от торговли с воюющими странами, одновременно предоставляя им займы. основой промышленного развития в 1920-х гг. стало массовое производство предметов домашнего обихода. Оно бурно развивалось благодаря изобретению конвейера Г. Фордом (производство автомобилей для рядовых потребителей, изготовление радиоприемников, патефонов, холодильников, пылесосов и т.д.).
Пояснить, почему покупка акций и игра американцев на бирже представляла собой спекуляцию, а финансовые «пирамиды» неизбежно должны были рухнуть. Педагог объясняет учащимся значение понятий «акция», «спекуляция», «финансовая пирамида». Когда деньги вкладываются в акции, которые не обеспечены реальным производством, тогда игра на бирже этими акциями становится спекуляцией и превращается в финансовую «пирамиду».
2. Причины мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.
Старшеклассники должны ответить на вопросы:
1) Дайте определение «Экономический кризис». Циклы кризиса (слайд 3)
2) Вспомните, что является главной причиной экономических кризисов при капитализме?
3)Почему экономические кризисы капиталистического производства называют «кризисами перепроизводства»?
4) К каким последствиям могли привести развитие массового производства и недостаточно быстрый рост доходов населения?
5) Не могли бы вы назвать главные принципы экономического либерализма (см. с. 91)?
В ходе беседы о причинах мирового экономического кризиса формулируются следующие выводы: (слайд 4)
А) с одной стороны, наблюдались стабилизация, экономический бум, массовое производство (конвейер); с другой - большинство людей не были достаточно обеспеченными (следовательно, отсутствовало массовое потребление);
Б) рынок был нерегулируемым (т. е. отражал экономический либерализм государственной политики);
В) осуществлялись финансовые спекуляции и возводились грандиозные финансовые «пирамиды»: деньги вкладывались в акции, не обеспеченные реальным производством
Г) мировая экономика и финансы зависели от США.
3. Просмотр видеофрагмента (слайд 5) «Мировой экономический кризис» (отрывок)
Сообщение учащегося: Ф.Д. Рузвельт (фото слайд 6)
Повторение Сущность «Нового курса Рузвельта», преодоление кризиса в США, Великобритании, Франции (слайды 7-9)
Ответить на вопросы:
- Какие меры позволили правительствам США, Великобритании и Франции преодолеть самый тяжёлый в истории капиталистического хозяйства кризис?
- Почему правительство президента Г.Гувера не оказывало государственной помощи безработным?
Задания:
1. Проанализируйте диаграммы «Экономические показатели США в конце 1920-х — 1930-х годах» (слайд 10). Используя данные диаграммы, оцените результаты политики «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта.
2. Ответьте на вопросы:
- Объясните, почему Великобритания меньше других стран пострадала от мирового экономического кризиса.
- В чем заключались особенности мероприятий, с помощью которых лейбористское правительство во главе с Дж. Р. Макдональдом боролось с кризисом? Определите эти особенности. Чем их можно объяснить?
- Сравните политику Ф. Рузвельта в США и Народного фронта во Франции. Что было общего в мерах по преодолению кризиса в США и во Франции, а в чем заключались их различия?
- Какие причины привели к приостановке социальных реформ Народного фронта во Франции и способствовали прекращению?
-
5. Закрепление изученного материала: выполнение заданий на интерактивной доске. Если интерактивной доски нет, то выполняем задания, используя презентацию (слайды 12-16)
Домашнее задание: § 14
Презентация к уроку
|