Пятница, 29.03.2024, 17:04

logo

Главная
  RSS
ВЫ ЗАШЛИ НА САЙТ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ СОШ С. САВРУХА М.Р. ПОХВИСТНЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.  РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС! 
Меню сайта
Акция
СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции
Опрос
Актуальное
Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области

Сайт Результаты антивирусного сканирования
Праздники России
-->Праздники России
Кнопка сайта
Понравился сайт? Установите мой баннер на своём сайте.
Сайт учителя истории Четыркиной В. Е.

 Каталог файлов
Главная » Файлы » Календарно-тематическое планирование

5 класс
[ Скачать с сервера (208.5 Kb) ] 16.03.2011, 09:43

Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера и др. «Всеобщая история, 5-9 кл», издательство «Просвещение», 2011 г.

Тематическое планирование рассчитано на 68 часов (2 часа в неделю).

Цель изучения

  • Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
  • Освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.

Задачи изучения

  • Усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности.
  • Формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса.
  • Показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации.

Общая характеристика учебного курса

Программа по истории Древнего мира составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии:

  1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
  2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика.
  3. Историческое движение:
    • Эволюция трудовой деятельности людей, развитие техники; изменение характера экономических отношений;
    • Формирование и развитие человеческих общностей;
    • Образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти;
    • История познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений и мировоззренческих систем; научного знания, духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
    • Развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, человек в истории, предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 5 класса.

   Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся  компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

   Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в со­циуме и быть востребованными в жизни.

Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:

  • Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • Формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  • Складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  • Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными результами изучения курса являются:

  • Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  • Владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
  • Способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  • Готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными результами изучения курса истории являются:

  • Освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • Владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
  • Умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
  • Владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
  • Первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • Расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • Составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
  • Понимание вклада древних народов в мировую культуру.

 

В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
  • Применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • Характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

  • Читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
  • Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

  • Рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
  • Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

  • Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт ис-торика);
  • Называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • Раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
  • Сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
  • Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • Давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • Оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • Использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.

 

Ценностные ориентиры содержания предмета

Содержание курса истории в 5 классе позволяет:

  • овладеть разнообразными видами учебных действий, выполнять описание, сравнение, давать характеристики объектам, выявлять закономерности и тенденции развития общества;
  • формировать знания о древней истории, представления об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений;
  • изучать исторический путь разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества.

 

Содержание учебного предмета

История Древнего мира

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, Варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле.

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

 

Тематическое планирование

Название тем

Кол-во часов

Введение.

Счёт лет в истории.

2

Жизнь первобытных людей

6

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники

3

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

2

Повторительно-обобщающий урок

1

Древний Восток

19

Глава 4. Древний Египет

7

Глава 5. Западная Азия в древности.

7

Глава 6. Индия и Китай в древности

4

Повторительно-обобщающий урок

1

Древняя Греция

21

Глава 7. Древнейшая Греция

7

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

Глава 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии

5

Глава 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э

3

Повторительно-обобщающий урок.

 

Древний Рим

18

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

Глава 13. Гражданские войны в Риме

4

Глава 14. Римская империя в первые века нашей эры

5

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

2

Повторительно-обобщающий урок

1

Итоговое повторение

2

ИТОГО:

68

 

Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

1. Вuгасин. А. А. История Древнего мира. 5 класс (Текст) : учеб. для общеобразоват. органи­заций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. : Просвещение, 2014.

2. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс (Текст) :рабочая тетрадь: в 2 ч. Ч. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2014.

3. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс (Текст): рабочая тетрадь: в 2 ч. Ч. 2. Древняя Греция. Древний Рим / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2014.

4. Годер, Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 класс (Текст): пособие для учителя / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2009.

Необходимо также использовать атлас и контурные карты по истории Древнего мира для 5 класса (М.: Дрофа, ДИК, 2014).

  

Настенные исторические карты                                      

1. Древние государства мира. 2. Рост территории государств в древности. 3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия. 4. Древ­ний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э.— III в. н. э.). 5. Древ­няя Греция (до середины V в. до н. э.). 6. Древняя Греция (V в. до н. э.). 7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э. 8. Древняя Италия. 9. Рост Римского государства в период респуб­лики и империи. 10. Рост Римского государства в III в. до н. э.— II в. н. э. 11. Римская республика Ш—I вв. до н. э. 12. Римская империя I — III вв. н. э. 13. Римская империя IV—V вв. Падение Западной Римской империи.

Картины, аппликации, альбомы

Картины по истории Древнего мира/ Под ред. Л. В.Антоновой.

Коровкин Ф. П., Никифоров Д. Н. Альбом по истории культуры Древнего мира.

Годер Г. И. Раздаточный иллюстративный материал по истории Древнего мира.

Годер Г. И. Аппликации по истории Древнего мира. 

    Для информационно-компьютерной поддержки  учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Internet:

             http://fcior.edu.ru/ (114 модулей, использование модулей может меняться в зависимости работы компьютерного класса).

CD:

1. «Всеобщая история 5 класс Древний мир» 

2.Электронная библиотека «Просвещение» Курс «История. 5 класс»

3. Атлас Древнего мира. (Maris Multimedia)

4.Искусство Древнего Египта.

   

Календарно-тематическое планирование можно посмотреть здесь или скачать с сервера!

 

Категория: Календарно-тематическое планирование | Добавил: история
Просмотров: 17614 | Загрузок: 6921 | Комментарии: 5
Всего комментариев: 5
5 Анжелика  
0
замечательное планирование!!

4 mpol  
0
Огромное спасибо за работу!!!

3 учитель  
0
замечательное планирование!!

2 Историк  
0
замечательный набор информации, спасибо за труд

1 татьяна  
0
Из многих просмотренных мною - ваше планирование лучше всех, спасибо огромное!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт учителя истории
Минута час бережёт
Категории раздела
Мои файлы [7]
Электронные тесты [7]
Календарно-тематическое планирование [7]
Развёрнутое календарно-тематическое планирование для 5-9 классов
Тесты по истории в Word [8]
Продукты проектной деятельности [3]
Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков [8]
Методическая копилка [45]
Разработки уроков,презентации, задания.
Работы учащихся с использованием ИКТ [6]
Готовимся к переводному экзамену. 7 класс [43]
Тесты и задания в Power Point [31]
Задания для интерактивной доской SMART Board в программе Notebook 6 класс [70]
Кроссворды в Excel [14]
Тренировочные тесты к урокам истории [30]
Новости
Переводчик
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Друзья сайта
  • Северо-Восточное управление министерства и образования и науки Самарской области
  • Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
  • Сетевое сообщество учителей
  • Ресурсы Интернет. История и обществознание.
  • СИПКРО
  • Компьютер на уроках истории
  • Сетевые образовательные сообщества "Открытый класс"
  • Страницы истории
  • Официальная Россия
  • ФЦИОР
  • Схемы по истории
  • Статистика
    Прогноз погоды
    Погода в России
    Поиск


    Сайт учителя истории Четыркиной В.Е.