Цель
урока: систематизация,
обобщение и расширение знаний учащихся
по теме «Россия в первой четверти
XIX
века».
Задачи:
1.
Образовательные:
Систематизировать
знания по теме.
Проконтролировать
знания основных событий, исторических
личностей, дат.
2.
Развивающие:
Развивать
творческое мышление, самостоятельность.
Развивать
умения использования информационных
технологий в процессе обучения.
3.
Воспитательные:
Создать
условия для развития навыков совместной
деятельности, для творческой самореализации
личности.
Воспитывать
патриотизм на примере деятельности
реформаторов, героизма участников
Отечественной войны 1812г. и декабристов.
Формы
организации деятельности учащихся:
индивидуальная, групповая..
Материально-дидактическое
оснащение урока:
Используемое
оборудование: персональные
компьютеры (11), мультимедиапроектор,
доска-экран.
Программное
обеспечение: программа
для презентаций «Power
Point
2003», программа тестирования testcvr
(Microsoft
Offise
в школе).
Демонстрационный
материал: мультимедийная
презентация «Россия в XIX
веке. Повседневная жизнь», «Достойные
Отечества сыны».
Раздаточный
материал: 1. Для творческого
задания (листы ватмана, инструкции,
рабочие листы, иллюстративный материал
(портреты, схемы, карты, таблицы).
2.тест
«Россия в первой четверти XIX
века» (компьютер).
Содержание
урока:
1.Орг.
момент.
Сегодня
мы с вами проводим урок в компьютерном
классе, и компьютер будет нам помощником
в проведении урока. Посмотрите, перед
вами на партах лежат листы ватманов,
разноцветные листы бумаги с заданиями,
иллюстративный материал. Всё это нам
поможет привести в систему знания,
которые вам будут необходимы для изучения
последующих тем и понимания процессов,
происходивших на протяжении всего в
XIX
века и в начале XX
века в России .
2.Постановка
целей урока: Сегодня у нас
повторительно - обобщающий урок по теме
«Россия в первой четверти XIX
века». (Демонстрация
слайдов «Тема
урока»,
«Цели урока»).
Мы
должны:
- расширить
знания о повседневной жизни и почувствовать
атмосферу, которая окружала людей XIX
в. Мы с вами проведём небольшое путешествие
в XIX
в.
-
систематизировать знания, полученные
при изучении темы «Россия в первой
четверти XIX
в.» по следующим вопросам:
- Внутренняя
политика Александра I;
- Внешняя
политика;
-
Отечественная война 1812г.
-Общественное
движение. Движение декабристов.
Для этого выполним творческую работу.
- Научимся
выполнять тест на компьютере и проведём
самопроверку знаний с помощью теста.
(Научимся
навыкам самоконтроля своей деятельности
исторических знаний).
3.Погружение
в историю. Россия в XIX
веке.
Заучив
даты великих сражений, имена государей
и сроки правления, нельзя утверждать,
что знаешь историю. Под внешним слоем
шумных баталий и блестящих коронаций
скрывается «тихая история»
повседневности. Знать историю - значит
иметь представление не только о знаменитых
событиях, правителях, полководцах и
мыслителях, но и о том, чем питались, во
что одевались, где учились и работали
наши предки.
Быт
Российской империи, существовавший на
протяжении двух столетий, исчез, канул
в небытиё. Лишь книги и фильмы сохраняют
образы людей ушедших лет.
Для
лучшего понимания духа того времени
давайте сначала окунёмся в атмосферу
XIX
века.
Мы
совершим небольшое путешествие с
помощью компьютерной презентации,
которая создана на основе материала
энциклопедий и расскажет нам о
повседневной жизни людей различных
сословий XIX
века.
Представление
презентации «Россия в XIX
веке. Повседневная жизнь. Быт».
Мы
посмотрели презентацию и, я думаю, что
вы мысленно побывали в XIX
веке на балу в дворянском особняке, на
городском катке, погуляли в парке, а,
может, помогли детям с картины Перова
«Тройка».
Итак, в
этой обстановке жили люди, о которых мы
сегодня и будем говорить.
4.
Выполнение творческого задания.
На
протяжении нескольких занятий вы
познакомились с событиями первой
четверти XIX
века, пытались осмыслить их, выработать
свою оценку происходящих перемен.
Сегодня
мы с вами выполним творческое задание
(мини-проект) по теме. Чтобы вам выполнить
задание, необходим материал.
Учитель
раздаёт учащимся файлы с необходимым
материалом (рабочие листы, алгоритмы
выполнения заданий, иллюстративный
материал).
Познакомьтесь
с инструкцией и выполните задание. На
выполнение задания отводиться-7-10 мин.
и на представление- 8-10 мин.
Учащиеся
выполняют задания (7-10 мин.) и представляют
творческий отчёт.(10 мин.)
Озвучьте схему. Представьте
работу. Расскажите, что вы здесь
изобразили.
Подведение
итогов работы.
-Всё ли
сказал представитель вашей группы?
-Что вы
можете дополнить?
(-Кто из
группы может помочь?)
Оценивание.
5. Общий
вывод учителя. Показ
слайдов к обобщению
Мы
обобщили с вами события первой четверти
XIX
века и пришли к выводу, что эпоха
царствования Александра- это эпоха
проведения реформ. Сам император,
воспитанный в духе Просвещения, стремился
изменить многовековой крепостнический
порядок. Однако многое из того, что
планировалось, не было сделано. Довольно
часто реформы были половинчаты или
просто оставались на бумаге. Реформаторские
поиски составили ту основу, на которой
в дальнейшем вырабатывались новые
проекты преобразований. Например, по
проекту М.М.Сперанского законодательная
власть в стране должна была принадлежать
Государственной думе, но этот орган так
и не был создан в XIX
веке. Он будет создан в 1906г. и существует
в наше время как законодательный
орган. Бездействие и нерешительность
властей привела к подъёму общественного
движения и восстанию декабристов. Россия
вела активную внешнюю политику. При
Александре она значительно увеличила
территорию, в результате войн присоединила
Финляндию, Польшу, Бессарабию, началось
присоединение Кавказа.
Сегодня
на уроке вы назвали многих видных
деятелей эпохи АлександраI
. Все они истинные сыны России, которые
заботились о благе России:
будь то
реформаторы (М.М.Сперанский, Н.Н.Новосильцев,
А.А.Аракчеев и др.), которые хотели
изменить жизнь российского общества к
лучшему, облегчить положение крепостных
крестьян; будь то герои Отечественной
войны 1812г., которые отстояли независимость
страны, не допустили завоевание французами
России, хотя Наполеон и взял Москву;
будь то декабристы, которые хотели
изменить коренным образом жизнь людей,
облегчить их положение. Народ не забывает
их имена, и они снова и снова оживают в
потомстве. Герой Отечественной войны
Я.П.Кульнев сказал: «Герой, служащий
Отечеству, никогда не умирает и оживает
в потомстве».
5.Компьютерное
тестирование. (Тест в Power
Point).
Примечание:
К уроку приготовлено дополнительное
задание для учащихся быстро справившихся
с тестом. Задание
сделано (в компьютерном варианте
Power
Point)
на основе дидактического материала
журнала «Преподавание истории в
школе», разработанного лабораторией
«МЕТАР» под руководством д.и.н.
Абдулаева.
6.
Подведение итогов.
Подведём
итоги нашей работы и вернёмся к целям
урока, посмотрим, всё ли мы с вами сделали.
Понравился
ли вам урок? Что вам понравилось?
Выставление
оценок.
|