Среда, 24.04.2024, 03:05

logo

Главная
  RSS
ВЫ ЗАШЛИ НА САЙТ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ СОШ С. САВРУХА М.Р. ПОХВИСТНЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ.  РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС! 
Меню сайта
Акция
СТЕНА ПАМЯТИ - интернет акция приурочена к 65-й годовщине Победы в ВОВ
участник интернет акции
Опрос
Актуальное
Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области

Сайт Результаты антивирусного сканирования
Праздники России
-->Праздники России
Кнопка сайта
Понравился сайт? Установите мой баннер на своём сайте.
Сайт учителя истории Четыркиной В. Е.

 Каталог файлов
Главная » Файлы » Методическая копилка

6 класс
[ Скачать с сервера (6.25 Mb) ] 20.12.2011, 08:18

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с происхождением славян и путями их расселения, охарактеризовать быт, хозяйственные занятия и верования.

  2. Приступить к формированию умений работы с исторической картой.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, презентация «Древние славяне» (презентацию скачать с сервера)


План урока

1. Происхождение и расселение славян.

2. Занятия славян.

З. Быт и нравы.

4. духовный мир славян.

5. Управление.

Основные понятия: племя, индоевропейцы, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, быт, нравы, вервь, вече, язычество, народное ополчение.


ХОД УРОКА

I. Орг. момент

II. Изучение нового материала:

1 . Учитель рассказывает учащимся о происхождении восточных славян, опираясь на карту (слайд 2) и схему «Расселение славян» (слайд 3), которую учащиеся могут записать себе в тетрадь.

Далее, используя карту, учитель цитирует «Повесть временных лет» (слайд 3):

«Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели по реке именем Морава и прозвались Морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты и сербы. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли и поляки». Итак, на юге расселились балканские славяне (сербы, хорваты), на западе — чехи, моравы, поляки, а на востоке — поляне, древляне, дреговичи, северяне, кривичи, радимичи, словене, волыняне, тиверцы, уличи (слайды 5-10)

2. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 8— 10), знакомятся с хозяйством славян.

По окончании работы учащиеся просматривают 11, 12 слайды, далее беседа по вопросам:

1. Какое занятие было главным у славян?

2. Охарактеризуйте подсечно-огневую систему земледелия у славян. Сравните подсечно-огневую систему и переложную. Как вы думаете, с чем было связано появление подсечно-огневой системы земледелия?

3. Какие орудия труда использовал земледелец? Назовите изображенные на иллюстрации (с. 9) орудия труда.

4. Какие культуры возделывали славяне?

5. Что называлось житом?

6. Каких домашних животных разводили славяне?

7. С какими ремеслами были знакомы славяне?

3. Для характеристики славянского поселения учитель использует иллюстрацию (слайд 13).

- Как вы думаете, почему поселения располагались по берегам рек и были укреплены бревенчатой стеной?

Учитель рассказывает о крестьянской избе (Слайды 14-17)

Рассматривая нравы славян, учащиеся работают с документами пособия и учебника (с. 13) и отвечают на вопросы к ним с. 14: Найдите в тексте документа подтверждение пренебрежительного отношения автора к славянам. Как вы думаете, чем это было обусловлено?

4. Далее учитель отмечает, что славяне были язычниками.

- Что такое язычество?

Учитель расширяет информацию учебника и, опираясь на слайды 18-19, рассказывает о славянских божествах.

5. Учащимся предлагается познакомиться со структурой управления славянским племенем (слайд 20) и зарисовать схему управления в тетради.

- Вспомните опредёление понятия «государство». Можно ли считать, что у славян в VI в. уже сложилось государство?

Понятие «вече» записать в тетрадь.

III. Закрепление:

Вопросы и задания

1. К какой языковой группе относятся восточные славяне?

2. Покажите на карте территорию их расселения.

3. Какими были основные занятия славян?

4. Как образ жизни славян повлиял на их религиозные представления?

5. Назовите известные вам имена славянских богов и духов.

6. Как вы думаете, почему ученые считают, что V-VI вв. у славян еще не сложилось государство?


При подготовке урока использовался материал методического пособия Е.В.Симонова «Поурочные разработки по истории России. 6 класс» издательство «ЭКЗАМЕН», М., 2011г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ:

Документ

Из сочинения арабского географа Ибн Руста о славянах. Начало Х в.


Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед... И они народ, пасущий свиней, как [мы] овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица... и все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты который [до сих пор] снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии... »

Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме царя. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Царь их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян...

В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают одежду. В таком жилье ос таются до весны. Царь ежегодно объезжает их.

И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений...

С рабами они обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей... И если какое-либо их племя, род [поднимается против кого-либо], то вступают едино- душно на врага, пока его не победят.

Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народа то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях.

Вопросы к документу

1. Как природно-географические условия влияли на хозяйственную жизнь славян и их быт? 2. Каким было общественное устройство славян?


Документ

Маврикий Стратег о славянах и антах. Конец VI в.

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище, К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, [при переходе их] из одного места в другое, охраняют их в случае надобности... У них большое количество разнообразного скота и плодов, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей...

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются [засадами], внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью изобретая много способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.

Вопросы к документу

1. Как вы думаете, с чем была связана выносливость славян, которую отмечает автор документа? 2. Охарактеризуйте тактику боя, которую применяли славяне в столкновениях с врагами?


Историк А.Ф. Петрушевский писал: «Праздник Коляда был в конце декабря, когда солнце поворачивает на весну и дни начинают прибывать, В это время ходили из дома в дом, славили божество и собирали подаяние, чтобы принести богу жертву. Этот языческий обряд сохранился на Руси во многих местах и поныне; колядуют в сочельник, перед Рождеством. Другой праздник был весенний, его справляют и теперь и называют Масленицей. Весну обыкновенно встречали на Красной горке и водили хороводье, а зиму сжигали, сделавши для этого женское чучело... Еще большой праздник у славян был 23 июня и назывался Купала. Вечером в этот день собирали травы, купались, зажигали костры и прыгали через них; приносили в жертву солнцу белого петуха, а чучело зимы топили в воде».

Языческие верования, связанные с повседневной хозяйственной деятельностью, оказались чрезвычайно живучими в народе, и еще многие столетия в народе тайно поклонялись языческим богам, приносили жертвы «бесом, болотом и кладезем».

Вопрос учащимся: Как географические условия проживания, хозяйственные занятия и образ жизни славян повлиял на их верования?

Категория: Методическая копилка | Добавил: история
Просмотров: 5822 | Загрузок: 1865
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт учителя истории
Минута час бережёт
Категории раздела
Мои файлы [7]
Электронные тесты [7]
Календарно-тематическое планирование [7]
Развёрнутое календарно-тематическое планирование для 5-9 классов
Тесты по истории в Word [8]
Продукты проектной деятельности [3]
Система работыс использованием ИКТ Разработки уроков [8]
Методическая копилка [45]
Разработки уроков,презентации, задания.
Работы учащихся с использованием ИКТ [6]
Готовимся к переводному экзамену. 7 класс [43]
Тесты и задания в Power Point [31]
Задания для интерактивной доской SMART Board в программе Notebook 6 класс [70]
Кроссворды в Excel [14]
Тренировочные тесты к урокам истории [30]
Новости
Переводчик
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Друзья сайта
  • Северо-Восточное управление министерства и образования и науки Самарской области
  • Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
  • Сетевое сообщество учителей
  • Ресурсы Интернет. История и обществознание.
  • СИПКРО
  • Компьютер на уроках истории
  • Сетевые образовательные сообщества "Открытый класс"
  • Страницы истории
  • Официальная Россия
  • ФЦИОР
  • Схемы по истории
  • Статистика
    Прогноз погоды
    Погода в России
    Поиск


    Сайт учителя истории Четыркиной В.Е.