Последние годы я работаю над проблемой:
развитие познавательной активности
средствами ИКТ. Опыт работы показал,
что компьютерные технологии дают высокий
эффект при условии, если они подкреплены
передовыми педагогическими технологиями.
Работу я веду в двух направлениях:
модернизация традиционного обучения
и использование современных образовательных
приёмов и технологий. В 5-7 классах
комбинированный урок я усовершенствовала
работой по составлению и пополнению
Банка исторических фактов. Система
работы заключается в заполнении таблицы
учащимися
Новые
имена
|
Новые
даты
|
Новые
понятия, географические названия
|
|
|
|
и работы с данными: составление
кроссвордов, викторин, тестов. Несколько
лет работы по данной системе показывают,
что она эффективна в 5-7 класс и в том
случае, когда проводится регулярно,
занимая на уроках очень мало времени.
Для модернизации традиционного урока
я использую презентации различных
типов.
1. Для повторительно-обобщающих уроков,
в том числе с использованием игровых
моментов. Для 5 класса я разработала
серию уроков по теме «Передняя Азия
в древности» с использованием
презентации (карта Передней Азии с
гиперссылками), а также игрового урока
на повторение этой темы. Для проверки
домашнего задания и для уроков повторения
использую презентацию (с гиперссылками
на задания) – путешествие в страну
Знаний по маршруту: о. Рассказкин, г.
Картово, мыс Задачкин, о. Терминов, г.
Загадкин, горы Кроссвордовы. В 6 классе
разработала итоговый урок-соревнование
также в игровой форме. Командам предлагаю
принять участие в конкурсах: «Хронологическая
головоломка», «Юный картограф»,
«Личность в истории», «Юный
литератор», «Картинная галерея:
Что? Где? Когда?», «Объясни учителю».
Вопросы и задания иллюстрирует
презентация. Таким образом, используя
ИКТ, я модернизировала урок.
2. Презентации, имеющие полноценное
методическое сопровождение урока. С 8
класса в моей практике использую
уроки-лекции, с использованием таких
презентаций. К настоящему времени мною
разработан комплект презентаций и
система уроков в 8 классе по теме: «Россия
в первой четверти XIX в.».
3. Ученические презентации, иллюстрирующие
сообщение учащегося по какой-либо теме.
На уроках использую учебный проект,
одной из форм которой является создание
презентаций. Используя Интернет, учащиеся
создали проекты по теме «Золотой век
русской культуры» (8 класс), в 9 классе
по теме «Отечественная война
1941-1945гг» - «Военная техника»,
«Блокада Ленинграда» в программах
Power Point,
Microsoft Office
Publisher.
В 8-9 классах усложняю работу с
Банком исторических фактов, ученики
сами составляют кроссворды в Excel,
викторины в Power Point.
Свою эффективность в педагогическом
процессе доказали игровые технологии.
«Новый материал преподаёт класс»,
«Что? Где? Когда?», «О ком
речь?» (литературная викторина),
«Реставрация», «Молодые
исследователи» и другие игры позволяют
развивать познавательный интерес к
предмету. Многие игры провожу с
использованием созданных мною или
учениками презентаций.
Для 8-9 классов я использую задания
(программа Smart), которые
созданы на основе дидактического
материала журнала «Преподавание
истории в школе», разработанного
лабораторией «МЕТАР» под руководством
д.и.н. Э.Н. Абдулаева. Учащиеся работают
с условными обозначениями, а потом
приводят в соответствие.
Также я создаю тесты в программе
Power Point. Они
разработаны по курсу «История России
XIX в.». В этих тестах
используется иллюстративный материал:
карты, иллюстрации архитектурных
памятников, картины художников, диаграммы,
портреты государственных, политических
и видных деятелей русской истории.
В своей работе я использую тесты,
созданные мною на основе тестовых
заданий, выпущенных «Творческим
центром «Сфера», помещённых в
методических пособиях с помощью программы
testclt («Microsoft
Office в школе») 5-9 класс.
На уроках использую Интернет:
электронные учебные модули
(http://fcior.edu.ru/). Разработаны
мною уроки с применением Интернет: 8
класс по теме «Внутренняя политика
Александра I». В начале
урока с помощью презентации рассказываю
об Александре I, начале
правления, реформаторах. Затем ученики
заполняют таблицу
«Реформы Александра I»
на основе сайтов http:// www.
hronos/ km.
ru./180.ru.html
, http:// www.
naexamen. ru./
otwett/ 11/ history.
В 10 классе при изучении темы «Российское
государство в первой половине XIX
в.» (базовый уровень) использована
работа в группах с материалами учебника
и ресурсами Интернет: http://www.rulex.ru/
http://www.hrono.info/proekty/nikolay1/nik_lica.html
http://www.hrono.info/1800nik.html
http://www.magister.msk.ru/
http://history-ap.narod.ru/
и др.
используя приём «Шесть шляп мышления».
1. «Белая шляпа» — объективно
перечислить главные исторические
события первой половины XIX
века, факты (не больше 10-12).
2. «Красная шляпа» — выразить свои
чувства, оценочные суждения по поводу
изученного материала.
3. «Желтая шляпа» —
обобщить все положительное.
4. «Черная шляпа» — выделить
негативные последствия деятельности
императоров.
5. «Зеленая шляпа» — в любом
электронном виде «смонтировать»
репортаж выпуска новостей о каком-либо
событии или деятеле. Учащиеся создали
презентацию «Люди и идеи эпохи»,
посвятили их государственным деятелям
М.М.Сперанскому, П.Д.Киселёву,
А.Х.Бенкендорфу.
6. «Синяя шляпа» — сформулировать
общие выводы. Таким образом, в
привлекательной для учеников форме
происходит всесторонний анализ
исторического материала, его оценка и
обобщение.
Новые технологии создают учащемуся
прекрасное пространство для самовыражения
в полном объеме. Развитие умственной и
творческой активности школьников в
процессе усвоения знаний становится
важным условием их психологической
подготовки к труду как умственному, так
и физическому. Через развитие этой
активности происходит становление
важных качеств личности: ответственности
за свой труд, умение его организовать,
критически осмыслить и оценить. С разработками уроков, заданий, тестов можно познакомиться на сайте в "Методической копилке"
|